Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 1120 "Развитие физических качеств и оздоровление организма."

Опубликовано 24.01.2019

Петухова Любовь Леонидовна
МКДОУ д/с №4 "Ромашка"

г. Белая Холуница, Кировская обл.
воспитатель
"Развитие физических качеств и оздоровление организма."

СКАЧАТЬ (с графиками)

 

«Развитие физических качеств и оздоровление организма

посредством совершенствования навыков лыжной ходьбы у дошкольников»

Еще древний Аристотель говорил:

 «Ничто так не истощает и не разрушает человеческий организм, как физическое бездействие».

 

Здоровый ребёнок жизнерадостный, любознательный, устойчивый к неблагоприятным факторам внешней среды, выносливый, сильный.   

В последние десятилетия во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Растёт количество детей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, речи, деятельности органов дыхания. В детский сад дети в основном ездят на машинах, на санках и др. и двигательная активность сходит на минимум.

А  потребность в движении изначально, как инстинкт, заложена в человеке природой.

Понимаю, как важно сохранить и укрепить здоровье воспитанников. Назрела острая необходимость поиска путей физического оздоровления  дошкольников, эффективных средств развития двигательной сферы ребенка, развития интереса  к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым. Один из путей в решении данной проблемы, на мой взгляд, является организация системы работы по совершенствованию навыков лыжной ходьбы.

 Ходьба на лыжах оказывает большое влияние на физическое развитие и закалку организма ребенка. Она вовлекает в работу почти все мышечные группы, способствует энергичному обмену веществ  в организме ребенка, усиливает функциональную деятельность внутренних органов, развивает мышечную чувствительность, способствует развитию пространственных ориентировок и координации движений. Движение на свежем воздухе обеспечивает интенсивную работу сердца и легких.

Обучение детей ходьбе на лыжах положительно влияет на формирование осанки и на свод стопы, так как при ходьбе на лыжах гармонично развиваются и укрепляются почти все мышечные группы и особенно мышцы спины.

Лыжные занятия и лыжные прогулки способствуют воспитанию морально-волевых качеств ребенка: смелость, настойчивость, решительность, формируют выдержку и дисциплинированность, приучают преодолевать трудности и препятствия, воспитывают чувство дружбы, взаимопомощи.

 

Основная работа по реализации опыта  проводилась с 2016 по 2018 год в старшей, подготовительной группах.

Я поставила цель: формирование у воспитанников и их родителей интерес к лыжному спорту, приобретение умений и навыков по начальной лыжной подготовке.

Выделила задачи:

-формирование знаний о лыжных видах спорта, истории создания лыж;

- обучение и совершенствованию формирование навыка ходьбы ступающим, скользящим шагом, спуск с горки, подъем в горку «лесенкой» и повороты переступанием;

- укрепление основных групп мышц ног, плечевого пояса и спины, сердечно- сосудистую и дыхательную системы;

- повысить показатели основных физических качеств(    );

- сформировать потребность в здоровом образе жизни и регулярных                  занятий физкультурой и спортом»

-создание условий для закрепления умений и навыков по начальной                            лыжной подготовке совместно с родителями.                                                                                         

 

Для обучения детей ходьбе на лыжах использовала следующие методы и принципы:

Систематичность.  Регулярные занятия дают несравненно больший эффект, чем эпизодические.

Доступность. При проведении занятий следовала принципам «от простого к сложному», «от легкого к трудному».

Последовательность и постепенность. К разучиванию новых упражнений приступала только после хорошего освоения, правильного и уверенного выполнения предыдущих.

Наглядность. Использовала: Показ физических упражнений, рассматривание рисунков, зрительные ориентиры (флажки, палки и т.д.)

Активность. Чтобы повысить активность и сделать интересным процесс обучения, я на каждом занятии применяла игры и игровые упражнения.

Словесные  методы – описание движений, объяснение, рассказ, беседа, указание, команды.

Практические методы – повторение движений,  занятия.

 

В ходе реализации опыта использовались формы работы с детьми:

- НОД на воздухе 1 раз в неделю по 20-25 минут- старшая группа, 25-30 минут- подготовительная гр.

- Ежедневная ходьба на лыжах во время прогулки;

- Лыжные прогулки совместно с родителями 1 раз в месяц длительностью от 35 до 40 минут;

- Лыжные гонки среди воспитанников ДОУ;

- Спортивные соревнования, развлечения в спорткомплексе «Здоровье»                         совместно с родителями и  детьми, детьми других детских садов;

 

Обучением детей ходьбе на лыжах в нашем саду мы занимаемся 4 месяца с ноября по февраль. Мы начинаем заниматься лыжами в ноябре (в зале, как часть занятия). А к февралю наши дети овладевают основными навыками катания и уверенно стоят на лыжах.

 

Но в начале обучения, в зале, для того чтобы дети научились двигаться прямо, держали ножки параллельно и двигались по лыжне ( имитируя езду на лыжах), на ковре крепится лента, которая дает детям ориентир. (“Мы ставим ножки между ленточкой, не наезжаем на ленту”).

Следующий этап – преодоление препятствий:

- езда змейкой между препятствий (объезд);

- проезд под препятствием;

- переступание.

Я учу деток переступать через полоски, обозначенные на ковре, невысокие мягкие конусы, и тумбы повыше. Для этого нужно и ножку повыше поднимать и равновесие держать. Переступание позволяет нам в будущем, обучить детей подъему в гору лесенкой.

Также помимо занятий на улице, секционная работа проходит  в спортивном зале с использованием специальных упражнений и тренажеров:

  • упражнения на выносливость (бег 2-4 мин);
  • упражнения на скорость (челночный бег 8x8 м, бег с ускорением, старты из различных исходных положений);
  • упражнения на силу (отжимания от пола, упражнения на пресс,  прыжки, приседания);
  • упражнения на координацию (статические упражнения, различные исходные положения на развитие равновесия);
  • специальные упражнения на различных тренажерах  - на эспандерах, ходьба по улице с лыжными палками (имитация ходьбы на лыжах).

Для закрепления и совершенствования техники передвижения используем игровые упражнения, игры и эстафеты:

 

 

 

 

 

Большая роль при обучении детей ходьбе на лыжах принадлежит играм. Они вызывают интерес к передвижению на лыжах, являются своеобразными упражнениями, при которых совершенствуются двигательные навыки ходьбы, спусков, подъемов; развивается функция динамического равновесия. Игровые приемы способствуют выработке умений управлять своими движениями.
Кроме того, игры на лыжах формируют положительные черты характера, воспитывают настойчивость в достижении определенных целей (добежать до флажка, спуститься, не задевая лежащих веток, и т. п.). Развивают чувства товарищества, взаимопомощи.
Для проведения игр весьма важно, чтобы дети вначале освоили двигательный навык ходьбы на лыжах, так как эмоциональное состояние захватывает ребенка и нередко оказывает отрицательное влияние на качество движений.
Необходимо тщательно я отбираю  игры для проведения их на участке детского сада в зимнее время,  в которых бы участвовала вся группа детей.. Чтобы все дети были активны, не стояли в бездействии на морозе. С этой же целью в игре как можно чаще меняю водящих.  В зимнее время игра проводится в быстром темпе. Каждую игру следует вовремя закончить, чтобы не наступило утомление, не угас интерес к игре.
При отборе игр учитываю постепенное увеличение и снижение физиологической нагрузки. Если занятие включает 2—3 игры, то последняя из них должна быть менее подвижной. Отбирая те или иные игры на лыжах, я учитываю качество снега, температуру и влажность воздуха, силу ветра, глубину снежного покрова и т. п.
Пройди и не задень
Задача. Развитие пространственных ориентировок и совершенствование функции равновесия.
Описание. Шесть лыжных палок втыкаются в снег на расстоянии 2—2,5 м друг от друга. Ребенок обходит стоящие палки, стараясь их не задеть.
Правила. Не пропускать палок, стараться не сбить их носками лыж, точно делать повороты.
Трамвай
Задача. Закреплять пространственные ориентировки, упражнять в ходьбе на лыжах.
Описание. Воспитатель делит играющих детей на четыре равные подгруппы, каждая группа детей из 5— 7 человек держится за цветной шнур (это трамвай). Дети идут по снежной целине в любых направлениях, встречаясь, расходятся только вправо.
Правила. Обходить идущий навстречу трамвай только справа, идти ритмично, согласовывая темп своего передвижения с темпом товарищей.
Ходьба парами, тройками
Задача. Совершенствовать функцию равновесия, упражнять в согласованном ритме движения.
Описание. Дети, держась за руки (вдвоем, втроем), продвигаются по снежной равнине вперед.
Правила. Кто разорвет цепь рук, тот выбывает из игры.
Методические указания. Вначале дети должны научиться ходить парами, затем тройками. Чтобы дети освоили чувство согласованного ритма движений, рекомендуется идти под счет воспитателя или ритмичные удары в бубен.
Попади в цель
Задача. Упражнять в устойчивом равновесии.
Описание. У каждого ребенка в руках комочек снега. Проходя мимо щита для метаний или обручей, подвешенных на веревке, дети должны на ходу попасть в щит левой, а затем правой рукой.
Правила. Выигрывает тот, у кого будет большее число попаданий из трех или пяти бросков правой и левой рукой.
Методические указания. Расстояние от ребенка до щита должно быть не менее 5 м.
Поменяй флажки
Задача. Упражнять детей в быстром темпе передвижения на лыжах.
Описание. Играющие делятся на две колонны. Каждый ребенок должен пройти расстояние 10 м до флажка, взять флажок и на его место поставить другой по цвету.
Правила. Выигрывает та команда, которая раньше поменяла цветные флажки.
Методические указания. Предлагая детям быстрое скольжение, воспитатель следит за качеством движения.
Будь внимателен
Задача. Закреплять навык передвижения по равнине, развивать внимание. Эта игра проводится с детьми средней группы.
Описание. Дети передвигаются по учебной лыжне. На сигнал воспитателя (поднимает разноцветные флажки) дети меняют движение. Например, когда воспитатель поднимает зеленый флажок, все идут ступающим шагом, желтый — скользящим шагом, красный флажок — все останавливаются.
Правила. Дети идут по учебной лыжне на расстоянии 2—3 м друг от друга. Воспитатель находится в центре круга.
Методические указания. Для детей средней группы дается 2—3 сочетания движений, для детей старшей группы —3—4, а детям подготовительной к школе группы можно предложить 4—5 вариантов движений.
Идите за мной
Задача. Закреплять навыки ходьбы на лыжах скользящим шагом в быстром темпе.
Описание. Дети ходят по лыжне по кругу скользящим шагом. Воспитатель находится за кругом. Проходя мимо детей, он выбирает двоих-троих, дотрагиваясь до них. Дети выходят из круга и идут на лыжах вслед за воспитателем.
Через препятствие
Задача. Закреплять навык передвижения на лыжах, преодолевать препятствия.
Описание. На прямой лыжне (50 м) располагаются препятствия (3—4): ворота из лыжных палок, бревно и т. д. По сигналу воспитателя ребенок идет от черты до флажка. Пройдя препятствие, он берет флажок, размахивает им и ставит на место.
Правила. Следующий лыжник начинает движение только тогда, когда впереди идущий пройдет первое препятствие.
Методические указания. В игру можно ввести элемент соревнования (кто лучше пройдет через препятствие?), но в этом случае длина лыжни должна быть не более 25—30 м, а количество препятствий — не более двух.
Сороконожки
Задача. Закреплять навык скольжения в колонне.
Описание. Группа детей делится н» две команды и выстраивается в колонны, одна параллельно другой. Перед колоннами отмечается линия старта, а на расстоянии 30—50 м — линия финиша. Каждой команде дается по одному шнуру. Дети, стоящие справа, берут шнур левой рукой, а стоящие слева — правой. По сигналу воспитателя колонны («сороконожки») бегут вперед к линии финиша, не выпуская шнур.
Правила. Если кто-либо из детей случайно выпустит шнур, то ведущий колонны должен остановиться и подождать, пока все возьмут шнур. Игра считается законченной, когда последний лыжник пересечет линию финиша («когда сороконожка закончит путь»).
Методические указания. Игра проводится с детьми, хорошо владеющими навыками ходьбы на лыжах.

ИГРЫ ВО ВРЕМЯ СПУСКОВ СО СКЛОНА


Не урони
Задача. Закреплять навык спуска.
Описание. Спускаясь, перекладывать из руки в руку перед собой и за спиной какой-нибудь предмет.
Правила. Если предмет упадет, поднимать его запрещается.
Методические указания. Задание выполняют только те дети, которые освоили навык спуска.
Спуск по взмаху цветного флажка
Задача. Закреплять навык спуска.
Описание. Дети стоят на склоне, на курточке у каждого ребенка цветная ленточка. По взмаху цветного флажка, например красного, съезжают дети, у которых ленточки красные.
Правила. Спускаются одновременно все дети, у которых цветная ленточка такого же цвета, как флажок.
Посмотри в окошко
Задача. Закреплять навык спуска.
Описание. При спуске дети держат в руках обруч. Приняв на месте правильную позу, ребенок спускается, смотря в окошко (обруч).
Методические указания. Следить за правильной позой при спуске.
Поймай предмет
Задача. Закреплять навык спуска, развивать ловкость.
Описание. Спускаясь, дети перебрасывают друг другу предмет (ватный мешочек).
Правила. Если предмет упадет, поднимать его запрещается.
Методические указания. Предмет должен быть удлиненным и мягким, лучше всего если это будет мягкий сверток из тряпок.
Попади в цель
Задача. Закреплять навык спуска, развивать ловкость.
Описание. При спуске попасть снежком в цель (щит, подвешенный обруч).
Правила. Выигрывает тот, у кого из четырех бросков будет больше попаданий.
Методические указания. Ребенок бросает по два раза правой и левой рукой.

 

Огромное значение  в этом направлении занимает работа с семьей. Еще в начале учебного года на родительском собрании в старших и подготовительных группах я рассказываю родителям о занятиях по физкультуре и о предстоящих зимой занятиях на лыжах. В последнее время родители приветливее стали воспринимать информацию о катании на лыжах, я нахожу отклик в глазах родителей, когда говорю о важности спорта и в частности – лыжного спорта для здоровья детей, их развития. Родители проявляют заинтересованность нашими занятиями, а детки с удовольствием катаются на лыжах в саду и в выходные выходят с родителями на лыжню в ближайших парках.

Получив необходимую базу умений двигаться на лыжах, мы с детьми приступают к лыжным соревнованиям внутри группы, В середине февраля    провела открытое занятие на лыжах - малые зимние «Олимпийские игры»,где родители познакомились с успехами детей.

 В конце февраля провела совместно с детьми и родителями  лыжную прогулку в спорткомплекс  «Здоровье»,где дети спокойно передвигались по лыжне, знакомясь с зимним пейзажем и трассой…

В феврале приняли участие в соревнованиях «Лыжня- России»….

В марте в соревнованиях  по лыжным гонкам памяти Виктора Вараксина…. В апреле  на закрытии зимнего спортивного                                                                                        сезона 2016-2017г.г.,семья Булычевых папа и Матвей заняли 1 и 3 место  в передвижение по «тропе Здоровья» по  заданному  времени  без лыж.                                                                                                                                                                                                                                                                 

 

 

 

Инновационной линией моего опыта является то, что я реализую задачи по  развитию физических качеств и оздоровлению организма  

- в разработке специальных упражнений, в том числе игровых, методических рекомендаций для успешного освоения лыжного хода;

- в привлечении родителей к совместной деятельности (лыжные прогулки, подготовка инвентаря, трассы, помощь в судействе);

- в сотрудничестве ДОУ с другими образовательными учреждениями  («ДЮСШ», спортивный комплекс «Здоровье»).

 

 

 

Мною разработаны инструкции:  при обучении ходьбе на лыжах, уход за лыжным инвентарем; требования к одежде и обуви    

   Сводная диагностика за 2 года

      Подготовительная  группа