Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 1116 «Мальчики и девочки»

Опубликовано 22.01.2019

МБДОУ «Детский сад №31»

Тематический проект

«Мальчики и девочки»

Сроки выполнения проекта сентябрь – апрель

Проект подготовил воспитатель Купреева Л.Н.

г. Ачинск

2019г.

 

Аннотация.

В проекте  представлен практический опыт работы  по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста.

Актуальность

В соответствии с современными требованиями ФГОС , начиная с младшей группы в образовательную область «Социализация» включена задача:  «…формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств и чувств принадлежности к мировому сообществу».

Полоролевое воспитание в детском саду обеспечивает овладение детьми культурой в сфере взаимоотношения полов, правильное понимание ими роли мужчины и роли женщины в обществе, позволяет сформировать адекватную полу модель поведения.

Гендерный подход в воспитании детей создает реальные условия для формирования у дошкольников  значимых для общества гендерных ролей. Без повышения престижа матери и отца - главы большого семейства, без воспитания в семье и дошкольном учреждении настоящих женщин и мужчин, невозможно представить будущее нашей страны. По словам В.Ф.Базарного «На основе гендерного подхода формируются все духовно - психические способности».

Цели, методы и подходы воспитания мальчиков и девочек должны быть различными, т. к. биологические половые различия, по исследованию учёных,  несут с собой различные эмоциональные, познавательные и личностные характеристики. Отсюда и возникает необходимость дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек с первых дней жизни.

Цель проекта:  Создание условий для естественного развития ребенка в детском саду и в семье с учетом гендерной идентичности

 

Задачи проекта:

• Активизировать представление детей о различии полов (физических, поведенческих, нравственных) посредством ролевых игр.

• Развивать способы взаимодействий характерных для мужского и женского типов поведения

• Обогащать знания детей о своей семье, роде, семейных традициях, знакомить с функцией семьи.

• Прививать нравственные качества, характерные для мальчиков и девочек посредством игровой и художественно-продуктивной деятельности.

• Повысить активность родителей в совместной деятельности по гендерному воспитанию, развитие семейного творчества и сотрудничества детского сада и семьи.

 

Направления работы: 

  • Создание развивающей предметно-пространственной среды
  • Работа с детьми 
  • Работа с родителями

 

Для решения поставленных задач использовала  личностно - ориентированные технологии, работу по которым осуществляла через использование следующих средств, методов, форм:

Средства:

  народные игры, сказки, пословицы, поговорки, колыбельные песни и т.д. В совокупности они способствуют овладению полоролевым опытом, ценностями, смыслом, способом поведения. Иными словами, обуславливают развитие нравственно-волевых качеств, которые характерны как для мальчиков, так и для девочек.

Методы:

познавательно-развивающие этические беседы, специально организованные проблемные ситуации, игровые и реальные диалоги, театральные, имитационные, сюжетно – ролевые игры, драматизации, сюжетно-образные, символические, моделирующие жизненно значимые ситуации, схемы, состязательные игры, конкурсы, турниры-викторины.

Формы организации:

           игровая деятельность, интеллектуально-познавательная, рефлексивная, экспериментальная, проблемно - поисковая и др.

Применение  интегрированного подхода к работе с детьми по заданной теме  позволяет  объединить усилия разных специалистов для решения поставленной цели. В итоге этим вопросом занимались  не только непосредственно воспитатели на группе, но и другие специалисты: психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель. Каждый решал свою часть задач, используя свои методы. Интеграция позволяет не дублировать друг друга и избегать перегрузки детей.

Создание развивающей предметно-пространственной среды

Согласно исследованию учёных формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в совместной среде, где мальчики и девочки имеют возможность общаться,  играть, трудиться вместе, но при этом они могут и проявить свои индивидуальные особенности, а также особенности, присущие своему гендеру. Следовательно, одним из важнейших условий формирования гендерной идентичности является создание полифункциональной предметно - развивающей среды, окружающей мальчиков и девочек.

Познавательная деятельность:

Содержание познавательной деятельности представлены следующими темами:

 «Мужчина и женщина в семье и обществе» - направлена на развитие у детей представлений о социальных функциях мужчин и женщин и желания подражать позитивным формам мужественного или женственного поведения

«Я сегодня и  я в будущем». Направлена  на обогащение представлений мальчиков и девочек об их настоящих и будущих социальных ролях в обществе и семье. Формирование  взаимоотношений между мальчиками – будущими мужчинами и девочками – будущими женщинами

«Кто я: мальчик или девочка?, Какой я мальчик?, Какая я девочка?» - направлена на воспитание  нравственных качеств, характерных для мальчиков и девочек.

Игровая деятельность:

В сюжетно- ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения. В игре закладываются и основы нравственности: великодушие, надежность, уважение к девочкам (женщинам) - у мальчиков. Доброта, терпеливость, верность, уважение к мальчикам (мужчинам) - у девочек.

Трудовая деятельность:

Способствует овладению опытом мужского и женского поведения в хозяйственно-бытовой деятельности, трудовые поручения, которые так же распределяются в зависимости от пола ребенка: мальчики выполняют работу, связанную с применением физической силы, девочки- с аккуратностью

Чтение художественной литературы 

Чтение и обсуждение художественных произведений, рассматривание иллюстраций: всё это способствует формированию гендерной устойчивости. На примере героев мальчики и девочки учатся строить доброжелательные взаимоотношения, осознают свою социальную роль. Произведения  о богатырях и представителях военных профессий  воспитывают в мальчиках мужественность, смелость, трудолюбие, благородство, умение преодолевать трудности. Сказки и рассказы для девочек воспитывают в них  енственность, доброту, отзывчивость, мягкость, терпимость, заботу, любовь к детям, мудрую женщину, мать, хранительницу семейного очага.  

Продуктивная деятельность  

Дифференцированный подход к девочкам и мальчикам  обусловлен их психофизическими особенностями.  И продуктивная деятельность не исключение. Девочки по ряду параметров опережают в развитии мальчиков дошкольников. Они обладают большей ручной умелостью (лучше развита мелкая моторика), они более усидчивы в работе, более аккуратны, лучше удерживают в памяти алгоритм выполнения задания, более внимательны и отзывчивы. 

Музыкальная деятельность  

На занятиях работа по гендерному воспитанию прослеживается в различных видах музыкальной деятельности. При разучивании танцев (вальс, полька,) мальчики овладевают навыками ведущего партнёра, у девочек делаем акцент на грациозности, изяществе, мягкости движений. Мальчики разучивают движения требующие мужской силы, ловкости,(наездники, гусары). У девочек преобладает плавность, мягкость движений (хороводы, танцы с цветами, зонтиками, куклами). Всё это способствует развитию представлений ребёнка о своём поле.

 

Перспективный план в подготовительной группе

 

Месяц

Содержание

Сентябрь

Тема «Кто такой человек»

Цель: продолжать формировать и закреплять знания детей: чем отличаются мужчины и женщины, люди делятся на взрослых и детей, на мужчин и женщин, на девочек и мальчиков, есть люди молодые и пожилые. Формировать умение различать других детей по особенностям внешнего вида, поведения, привычек;

Игра «Что изменилось»

Игра «Это для кого»

Игра «Кого не стало»

Тема «Мы такие разные»

 Цель: формировать умение соотносить занятия ребёнка с его возрастом. Учить детей  находить по описанию друг друга. Игра «Кому что надо»

Игра «Назови правильно»

Игра «Кто позвал»

Тема «Мои друзья - мальчики и девочки»

Цель: расширять представления о сходстве и различии людей по половому признаку. Дать знания о том, как подружиться с представителем противоположного пола, как правильно оказывать знаки внимания.

Упражнение «Назови ласково»

 Игра «Давайте говорить друг другу комплименты»

Тема «Семейные заботы»

Цель: формировать представления детей о ведении домашнего хозяйства.. Уточнить знания о конкретных трудовых процессах.

Проблемная ситуация «Делай всё в своё время».

Игра «Назови родственников»

 

Октябрь

Тема «Мальчики - будущие мужчины, маленькие рыцари»

Цель: продолжать способствовать пониманию ребёнком роли мужчины и формированию у него мужественности. Воспитывать умение проявлять уважение к окружающим.

Игра «Не согласны»

Чтение В. Осеева «Сыновья»

Рисование Детские портреты

Тема «Русские богатыри»  Цель: продолжать знакомить детей с героями былин и героических сказок

Слушание аудиозаписи «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча»

Тема «Люди разных профессий»

Цель: продолжать формировать знания детей о разных профессиях.

Игра «Разные профессии»

Чтение Дж. Родари «Чем пахнут ремесла»

Ноябрь

Подготовка к спектаклю  «Мешок яблок» (В.Сутеев)

Тема «Если с другом…» Цель: дать детям знания необходимые в экстремальных ситуациях

Игра «01, 02, 03»

Тема«Уроки этикета» Цель: воспитывать внимательное, заботливое отношение к старшему поколению в семье

Работа с пословицей «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает»

Чтение рассказ Н.Артюховой «Точка»

Тема«Профессии моей семьи» Цель: начать работу над совместным альбомом группы, продолжить формировать представления детей о профессиях взрослых, их дифференциации от полового признака, развивать умение группировать орудия труда в соответствии с профессиональной принадлежностью.

Рисование орудий труда разных профессий

Декабрь

Тема «Дружат в нашей группе мальчики и девочки» Цель: продолжать работу по ознакомлению детей с качествами «мужественности», «женственности», развивать экспрессивные способы самовыражения, повышать внутригрупповое доверие и сплоченность детей группы.

Рисование Портрет рыцаря, принцессы

Тема «Наши хорошие поступки».

Цель: продолжать формировать элементарное умение анализировать  поступки людей по отношению друг к другу. Побуждать детей к совершению хороших поступков.

Чтение В.А. Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой»

 Тема «Разные эмоциональные состояния». Цель: закрепить знания детей о разных эмоциональных состояниях. Формировать умение отбирать пиктограммы с изображением разных эмоциональных состояний к  конкретным ситуациям.

Январь

Тема «Русские богатыри»

 Цель:  продолжать знакомить детей с героями былин и героических сказок, закреплять знания о понятии «мужественность», формировать желание приходить на помощь друг другу в трудную минуту

Слушание аудиозаписи «Как Илья из Мурома богатырём стал»

Игра «Да и нет»

Чтение Н. Носов «Заплатка»

 Тема  «Кто построил этот дом?» Цель: формировать обобщённое представление о связи труда разных профессий, занятых на одном производстве (строительство дома: экскаваторщик, каменщик, крановщик, плотник, электрик, маляр).

 

Февраль

Тема «Наши защитники»

Цель: формировать представление о защитниках Родины, воспитывать уважение и любовь к профессии военного.

Чтение В. Осеева «Волшебное слово»

Игра «Мой папа лучший»

Изготовление подарков к 23 февраля

Подготовка к празднику 23 февраля

Март

 Тема:«Мамы разные важны»

 Цель: продолжать формировать уважительное отношение к старшим, воспитывать тёплое отношение к матери, желание делать для неё приятное

Игра «Я хочу быть похожим на…»

Чтение С. Баруздин «Мамина работа»

Изготовление подарков

Апрель

Тема: Подготовка к празднованию Дня космонавтики

Цель: вызвать чувство гордости за успехи наших учёных и космонавтов в освоении космоса.

Изготовление макетов ракет, космических кораблей, луноходов, подготовка выставки для родителей «Мы мечтаем о полёте в космос»

Спортивное развлечение, посвященное Дню Космонавтики

 

Результаты  проекта:

  • Дети имеют  представление  о различии полов (физических, поведенческих, нравственных), используют знания и умения в сюжетно – ролевых играх, в общении между собой, в беседах и т. д.
  • Дети владеют способами  взаимодействия,  характерных для мужского и женского типов поведения, применяют их в совместной деятельности, в играх, музыкальных мероприятиях, и т. д.
  • Дети знают о взаимоотношениях, традициях  своей семьи, рассказывают об этом на организованной НОД, в беседах, рассуждают о функциях и значении в жизни человека семьи.
  • У родителей повысилась активность в совместной деятельности с детским садом по гендерному воспитанию детей, родители принимают активное участие в жизни детского сада.

 

Список используемой литературы:

1. Градусова Л.В. Гендерная педагогика. Учебное пособие. М.: Наука, 2011. – 336с.
2. Климина Л.В. Гендерный подход к образованию дошкольников.// Дошкольная педагогика- 2012. - № 3.- С. 7- 11.
3. Окулова Л.П. Гендер в системе отечественного образования //Педагогическое обозрение – 2013. - №1-2. – С. 42- 46.