Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 1115 Статья «Обращаем внимание родителей на речь детей» (в помощь родителям)

Опубликовано 22.01.2019

Кочнева Людмила Сергеевна

БДОУ г. Омска «Детский сад № 204 комбинированного вида»,

Омская область, г. Омск

учитель-логопед

 

Обращаем внимание родителей на речь детей

(в помощь родителям)

Из опыта работы учителя-логопеда Кочневой Л.С.

             Причин, почему одни дети самостоятельно формируют правильное произношение, а другим требуется помощь, много.

Это может быть и физиология,  какие-либо анатомические дефекты речевого аппарата: -короткая уздечка,

-особое строение зубов (редкие),

-нарушения прикуса,

-особенности строения языка.

Это могут быть  психологические и неврологические особенности ребенка, и современная экология (как сейчас протекают беременности).

            Важна роль культуры речи в семье. Ведь это первая окружающая среда, которую воспринимает ребенок. Сразу же дать небольшой совет родителям:

никогда не «сюсюкайтесь» с ребенком, если будете разговаривать с ним на искаженном языке, у него будет такое же искаженное восприятие, и вполне возможно, что он начнет так же вам отвечать. Говорите с ребенком, как со взрослым человеком: четко, понятно (свою любовь можно выразить в интонации), и у него будет формироваться правильное восприятие речи.

            Если у кого-то из родителей наблюдаются дефекты речи, то эти дефекты могут быть и у ребенка, и, вследствие этого он получит неправильное произношение. Но это совсем не обязательно, ребенок – это другая личность, и у него может быть все по-другому.

            Индивидуальные занятия по постановке звуков надо начать где-то в 3,5 – 4 года,

заинтересовав ребенка в игре. В этом возрасте у ребенка уже появляется мотивация на восприятие учебного процесса. Но впервые показаться логопеду можно и в 1 – 1,5 года. Если есть какое-либо отклонение от нормы речевого развития, то это уже и в 1,5 года будет видно. Если у вашего малыша развитие речи идет в норме – есть гуление, лепет, появляются первые слова, фразы – не переживайте и не беспокойтесь до 3,5-4 лет. Если вас что-нибудь настораживает, то обратитесь к специалисту раньше.

Задержка речевого развития может быть связана с течением беременности, которое может быть связано с экологией. Физиология речевого аппарата ребенка. И большое значение имеет неврология.

             Сколько же занятий потребуется для постановки звука, а сколько – для закрепления звуков в речи, спросите вы? Все дети разные. Этап постановки звука и этап его автоматизации – это разные вещи. Поставить звук можно за одно занятие, а автоматизироваться он может не один месяц. Поэтому никакой четкой грани – сколько, месяц или полгода – нет. Автоматизация – это когда звук сначала нужно закрепить изолированно, потом в слогах, словах, предложениях, в самостоятельной речи. В зависимости от причин нарушения, от физиологии ребенка, от неврологии и будет идти автоматизация того или иного звука.

            В процессе закрепления звуков у ребенка очень важно участие родителей. Многие родители снимают с себя всю работу. Это неправильно. Чем чаще родители будут закреплять пройденный материал, тем скорее пойдет процесс автоматизации.

            Насильственно поправлять ребенка не стоит, так как у ребенка это вызовет негативное отношение к занятиям. А поправлять – можно: в игровой форме: «Послушай, как я красиво говорю: ррррробот. А ты умеешь так?»

            Немного хочется сказать о фонематическом слухе. Многие путают фонематический слух с физическим слухом. Фонематический слух, отвечает за восприятие звуков, за их различение. Как это можно проверить у ребенка 4-5 лет (этому мы учимся на занятиях): Апельсин, Акула, Антенна – на какой звук начинаются слова? «На звук «а», - ответит ребенок, если он его отличает от других звуков. Или, например: давай произнесем «ммммашина». Произносим утрированно и спрашиваем, есть ли звук «м» в слове «машина»? Где он стоит? В начале? В середине? В конце? Если ребенок не слышит звука, то он его плохо произносит, и, соответственно, может путать его на письме.