Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 1106 "Устное народное творчество в воспитании детей младшего дошкольного возраста"

Опубликовано 21.01.2019

Статья

Барахтенко Евгения Владимировна

МАДОУ №51, г. Иркутск

 

«Устное народное творчество в воспитании детей младшего дошкольного возраста»

      Устное народное творчество испокон  веков,  является неотъемлемой частью воспитания  и становления «маленького человека». С самого рождения мы слушаем  колыбельные песенки, которые напевает нам мама, переживаем за любимых героев сказок, учимся играть и усваиваем навыки самообслуживания  вместе с любимыми потешками и прибаутками.  Невозможно переоценить роль фольклора в воспитании ребенка.  Именно через устное народное творчество ребенок овладевает родным языком, знакомится с русской культурой и приобщается к ней. Фольклор включает в себя множество  жанров: потешки, прибаутки, сказки, загадки, колыбельные песни и др.  Все это указывает на огромнейший талант народа и является неотъемлемой частью русской культуры. Именно поэтому, свободное от непосредственной образовательной деятельности время,  я посвятила  воспитанию детей средствами устного народного творчества.

     Прежде всего, я составила план работы и провела диагностику знаний детей по устному народному творчеству. Используя Интернет-ресурсы, мною были  разработаны    картотека  дидактических игр и картотека малых жанров русского фольклора, для работы с детьми.  Кроме того, благодаря активной помощи наших родителей, была создана библиотека красочных книжек посвященных русскому народному творчеству.

    В своей работе с детьми, я стараюсь как можно чаще применять жанры устного народного фольклора во всех видах деятельности, а также в режимных моментах. Ребятишкам очень интересно умываться или собираться на прогулку вместе с любимыми потешками и прибаутками. Большое внимание я уделяю рассказыванию русских народных сказок, именно рассказыванию, а не прочтению, только так,  дети могут «прочувствовать» сказку через эмоции и мимику рассказчика, понять ее содержание и отношение к персонажам. Ребятишки внимательно слушают и запоминают сказки, впоследствии им удается пересказывать их, передавая нужную интонацию. В сказках добро всегда побеждает зло. Сказки побуждают детей к добрым делам, учат их мудрости, смекалке, дружбе, трудолюбию, учат радоваться  и  сочувствовать героям.  Для ребятишек было разработано несколько игр: «Угадай сказку по картинке», «Угадай,  кто из героев сказки лишний», «Собери сказку». Детям очень нравится собирать сказку в одно целое, угадывать название сказок, находить лишнего героя. Кроме того, во второй половине дня, вместе с ребятишками, с помощью настольного кукольного театра, мы обыгрываем знакомые сказки, что позволяет ребятишкам почувствовать себя их героями.

    В процессе знакомства детей с русским народным фольклором, выделены положительные тенденции, конечно, не все удалось реализовать, но и работа в данном направлении продолжается.  Целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для развития речи детей, овладения разными видами деятельности, помогает овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественной деятельности. А также дети намного легче и с большим  удовольствием усваивают все навыки самообслуживания и гигиены. Надеюсь, что в дальнейшем, удастся привить неоспоримую любовь к устному народному творчеству, моим ребятишкам.