ГБОУ Лицей 1560
г. Москва
Экологический проект
«Лекарственные растения»
Сроки выполнения проекта: март- апрель - май
Проект подготовил воспитатель: Матинян Г.А.
г. Москва
2019г.
Цель проекта: создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений, сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.
Участники проекта: дети, воспитатели и родители
Задачи:
- расширять и формировать знания детей о лекарственных растениях, их ценности для здоровья, правил пользования.
- развивать речь: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы-описания, сказки, загадки; развивать игровое творчество, смекалку, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к растениям, любовь к родному краю.
Методы исследования:
- исследовательские: опыты, вопросы проблемно-поискового характера, наблюдения;
- наглядные: театральное представление, тактильно–мышечная наглядность;
- словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей и педагогов, объяснения, указания, словесные инструкции;
- слушание музыки.
Актуальность: Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.
Содержание проекта:
Iэтап – Организационный (15.03-31.03.2017г.)
- подбор методической и художественной литературы.
- подбор экспонатов, картин.
- изготовление пособий, карточек.
- работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
- разработка занятий, определение тематики бесед.
- тематическое планирование.
- установление контактов.
- выбор объектов для экскурсии.
- подбор музыкального репертуара.
- разработка сценариев, экологических викторин, развлечений.
II этап - Реализация проекта (01.04.по 25.05.2017г.)
Беседа «Лекарственные растения ».
Цель: выяснить представление детей о лекарственных растениях их отношений к ним, заинтересовать проблемой. (презентация)
Занятия по ИЗО деятельности:
Рисование
- Декоративное рисование “Цветочная дорожка”
- Портрет “ Растение улыбается”
- «На лугу»
- «Наш друг – подорожник»
Цель: развитие графических навыков, образного мышления. учить детей передавать в рисунке характерные особенности растений. Закрепить знания детей о лекарственных свойствах растений.
Аппликация.
- «Одуванчик» - объёмная
Цель: учить детей передавать характерные особенности одуванчиков: жёлтые, пушистые цветы, удлинённые, зубчатые, зелёные листья.
- «Мой любимый цветок»
Цель: развитие мелкой моторики.
Лепка:
- «Цветочная корзинка»
- Коллективная работа «Лекарственных трав хоровод»
Цель: развитие мелкой моторики, воображения.
Речевая деятельность:
- Составление рассказов детей от имени растений (перевоплощение): «Я-подорожник…», «Я-ромашка…», «Я-крапива…»
Цель: Обогащение словаря, развитие связной речи.
Чтение литературных произведений:
- отрывки из рассказа «Огород на опушке» А. Стрижева.
- «Тропинка полевая» А.Онегова
- «Кто в лесу живет и что в лесу растет», Ю. Дмитриева
- «Загадки цветов» Н. Павловой
- «Зеленые страницы» А. Плешакова
- «О травах» В. Бианки
- Заучивание загадок и стихов о растениях.
Цель: ознакомление с произведениями художественной литературы экологической направленности.
Инсценировка.«Лекарственные растения»
Цель: Обогащение словаря, развитие связной речи. Развивать творческую фантазию.
Игры и беседы по экологии:
- Дидактические игры: «Вершки корешки»,
Цель: в игре познакомить детей с тем, какие части лекарственных растений используются для лечения.
- «Съедобное - Несъедобное»
Цель: научить отличать съедобные растения от несъедобных, отличать одно лекарственное растение от другого (по внешнему виду, по строению,). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
Материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений.
- Игра «Определи по запаху» (мята, ромашка, душица, сирень, одуванчик, черёмуха).
Цель: упражнять детей узнавать лекарственное растение по запаху, закреплять знания о лекарственных растениях.
Материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений, саше с засушенными растениями.
Дидактическая игра “Четвертый лишний”
Опыты и исследовательно-поисковая деятельность:
- «На участке ищем полезные растения»
- «Где лучше посадить растения?»
- «Наблюдаем, как растет подорожник» (зарисовать)
- «Наблюдаем, как растет горох» (Зарисовать)
- «Проращиваем семена»
Цель: развитие мышления, воображения, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путем.
Экологические занятия:
Занятие «В гостях у Доктора Айболита»
Цель: расширять знания о пользе лекарственных растений, закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные травы, формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни.
Занятие «Лесная аптека на службе человека»
Цель: расширять знания детей о лекарственных растениях нашей станицы, закреплять знания о пользе и применении лекарственных растений, воспитывать бережное и доброе отношение к природе.
2. Проведение дидактических игр «Что лечит это растение?», «От какого растения часть».
Цель: закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные растения, их пользу.
Слушание музыки:
- Ю. Антонов « Не рвите цветы»
- В. Моцарт «Цветы»
- П.И. Чайковский «Цикл времена года», «Вальс цветов»
- Ю.Чичков «Волшебный цветок» «Это называется природа»
- М. Протасов «Одуванчики»
Цель: формирование основ музыкальной культуры детей
Экскурсия в сквер
Цели: познакомить детей с природным окружением нашего района, рассказать о многообразии трав произрастающих в нашем районе, познакомить с тем какие лекарственные растения растут в парке (ромашка, одуванчик, подорожник, и др.). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
”
IIIэтап Обобщающий
Выпуск плаката «Зеленая аптека» с рекомендациями по применению лекарственных растений (родители вместе с детьми).
Создание «Именной книги»
Цель: составить своеобразную копилку лекарственных растений, с его назначением; включение родителей в процесс экологического воспитания дошкольников; (дети собирают с родителями информацию о лекарственных растениях). «Именная книга» иллюстрируется детскими рисунками.
- Проведение КВН «Знатоки лекарственных трав» (дети, родители).
- «Письма нашим друзьям» (родители вместе с детьми пишут письма лекарственным растениям).
- Подведение итогов реализации проекта.
Ожидаемые результаты от реализации проекта:
- Осознанно правильное отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека.
- Развитие у детей познавательного интереса, расширение представления о природе.
-Сформирование знания о лекарственных растениях.
- Обогащения опыта детей в сфере экологического воспитания.