Шамина Ольга Ивановна
МБДОУ "Детский сад № 21"
Нижегородская обл., г.Дзержинск
Воспитатель
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе
"Измерение высоты условной меркой".
План – конспект занятия.
Тема занятия: Измерение высоты условной меркой.
Цель: познакомить детей с новой единицей измерения - метром.
Задачи:
Образовательные задачи:
- Формировать представление о новой единице измерения длины – метром; установить соотношение метра с другими единицами длины;
- Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги.
- Формировать умение сравнивать предметы по высоте (высокий - низкий).
- Закрепить основные понятия «длиннее - короче», «толще - тоньше», «тяжелее -легче», «старше - младше».
- Совершенствовать навык детей в счете в пределах 10.
Развивающие задачи:
- Развивать связную речь, умение обобщать, делать выводы, высказывать свое мнение;
- Развивать зрительную и слуховую память, логическое мышление.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать интерес к математическим занятиям.
- Воспитывать умение сотрудничать, соблюдать правила работы в коллективе.
Тип занятия: Комбинированное.
Вид занятия: Практическое занятие.
Форма работы: Групповая, индивидуальная.
Оборудование и ТСО: метр, линейка, рулетка, пальмы, нарисованные на ватмане, карточки, раздаточный материал, музыкальный центр, демонстрационный материал.
Элементы технологии: личностно-ориентированной, игровой, здоровьесберегающей, информационно-коммуникационной, дифференцированного обучения.
Использованная литература.
- Петерсон Л.Г, Кочемасова Е.Е. «Игралочка» Москва, 2004 г.
- Белошистая А.В. «Формирование и развитие математических способностей у дошкольников» ВЛАДОС, 2003г.
- Березина Р.Л., Михайлова З.А. «Формирование элементарных представлений у дошкольников» Просвещение, 1988г.
План проведения занятия:
- Организационный момент.
- Приветствие.
- Проверка готовности обучающихся к занятию.
- Основная часть.
- Вступительная беседа.
- Повторение ранее пройденного материала.
- Разминка
- Работа с графическими карточками
- Счет от 10 и до 1.
- Музыкальная физминутка
- Знакомство с новым материалом.
- Вопросы по теме.
- Практическая работа в парах.
- Практическая часть занятия.
- Работа с карточками.
- Закрепление нового материала.
- Музыкальная физминутка.
- Вопросы и ответы.
Рефлексия
Ход занятия:
- Организационный момент.
- Приветствие.
- Проверка готовности обучающихся к занятию.
Педагог: Здравствуйте мои друзья (руки вперед) .
1, 2, 3, 4, 5 (загибают пальцы рук) .
Вместе мы в кругу опять (берутся за руки) .
Будем дружно мы играть (ходят по кругу)
И заданья выполнять (ребята останавливаются и отпускают руки).
Дети присаживаются на свои места.
- Основная часть.
- Вступительная беседа.
Педагог: Ребята вы любите путешествовать.
Дети: Да.
Педагог: Тогда, дайте все вместе отправимся с вами в путешествие по морю.
- Повторение ранее пройденного материала.
- Разминка.
Педагог: Но с начало проведем разминку:
Педагог: Если линейка длиннее карандаша, то карандаш…
Дети: Короче линейки.
Педагог: Если веревка толще нитки, то нитка…
Дети: Тоньше веревки.
Педагог: Если арбуз тяжелее ананаса, то ананас…
Дети: Легче арбуза
Педагог: Если сестра старше брата, то брат
Дети: Младше сестры
Педагог: Молодцы! Команда готова. А на чем же мы отправимся в плаванье?
Дети: На лодке, катере, пароходе, самолете и т.д.
- Работа с графическими карточками. (Приложение № 1)
Педагог: Ребята, если каждый из вас выполнит индивидуальное задание, мы узнаем, на чем отправимся в путь.
Дети: Мы отправимся на корабле.
Педагог: Молодцы, быстро справились с этим заданием.
- Счет от 10 до 1.
Педагог: Итак, отправляемся, начнем отсчет от 10 до 1.
Дети: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1.
Педагог: Вот мы и в море.
- Музыкальная физминутка. (Звучит музыка моря.)
Море очень широко,
(Дети широко разводят руки в сторону.)
Море очень глубоко.
(Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья,
(Выполняют движение «Рыбка».)
А вот воду пить - нельзя.
(Разводят руки в сторону, приподняв плечи)
Педагог: Мы уже подплываем к острову, на нем растут цветы и пальмы.
- Знакомство с новым материалом.
- Вопросы по теме.
(На доске появляется изображение острова)
Педагог: Ребята, как вы думаете, на что похож остров, на который мы приплыли.
Дети: На отрезок. (Приложение №2)
Педагог: Верно ребята, жители этого острова любят выращивать цветы и пальмы.
Педагог: Если мы с вами сравним пальмы по высоте. Что мы можем о них сказать?
Дети: Пальмы высокие и низкие.
Педагог: Молодцы, ребята. Но вот беда выросли, на разных концах острова самые высокие пальмы, а жители теперь и спорят, какая пальма выше. Мы можем им помочь?
Дети: Да.
Педагог: При помощи какого инструмента мы можем измерить высоту пальмы?
Дети: При помощи линейке.
Педагог: Нет, ребята, пальмы гораздо выше, чем наша линейка. А какие приборы, для измерения высоты, вы еще знаете?
(Ответы детей, если есть.)
Педагог: Для измерения высоты предметов люди придумали метр и рулетку.
Педагог: Подумайте и скажите, какие предметы удобнее измерять линейкой (метром, рулеткой) и почему? (Ответы детей.)
Педагог: Молодцы ребята. Так чем мы можем воспользоваться, для измерения высоты пальм?
Дети: Метром.
- Практическая работа в парах.
Дети разбиваются на пары и измеряют высоту бумажных пальм, которые прикреплены вдоль стены. Метр есть у каждой пары.
Педагог: Ребята возьмите в руки метр и найдите ноль. Что обозначает ноль.
Дети: Начало.
Педагог: Приложите метр таким образом, чтобы основание пальмы и ноль совпали. Педагог: Молодцы ребята, теперь один из вас начинает раскручивать метр, соединив вершину пальмы с каким-то числом на метре. Что за число у вас получилось.
Дети: Здесь написано число один и буква м.
Педагог: Число 1 обозначает – один, а буква м – метр. Таким образом, высота пальм ровна 1 метру.
Дети: Что такое 1 метр?
Педагог: Новая единица измерения, при помощи которой измеряют предметы разной длины или высоты.
Ребята, измеряя метром пальмы, приходят к выводу, что высота деревьев одинаковая – 1 м.
Педагог: Молодцы ребята мы с вами помогли жителям острова.
А теперь нам пора возвращаться. Дадим обратный отсчёт от 10 до 1.
Дети: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1.
Педагог: Вот мы и в море.
- Практическая часть занятия.
- Работа с карточками. (Приложение№ 3)
Педагог: Путь не близкий. Выполним задание. Ребята на специально подготовленных карточках вам необходимо: обвезти пальму по шаблону, раскрасить ее и измерьте высоту. (Дети выполняют задание самостоятельно)
Педагог: Молодцы ребята, пришло время отдохнуть.
6. Закрепление нового материала.
- Музыкальная физминутка. (Звучит музыка моря.)
Море очень широко,
(Дети широко разводят руки в сторону.)
Море очень глубоко.
(Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья,
(Выполняют движение «Рыбка».)
А вот воду пить - нельзя.
(Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)
- Вопросы и ответы.
Педагог: Ну вот, ребята наше путешествие подошло к концу.
Педагог: Что нового мы сегодня узнали?
Дети: Познакомились с метром, и научились измеряться высоту предметов с его помощью.
Рефлексия:
Педагог расспрашивает детей, что запомнилось на занятии, что понравилось? Кому трудно? Какие задания хотели бы выполнить еще раз?