Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 1100 «Метод проектирования как инновационный метод в ДОУ».

Опубликовано 21.01.2019

Сорокина Елена Владимировна

воспитатель

МДОУ детский сад № 57 "Ладушки"

г. Подольск

 

 «Метод проектирования как инновационный метод в ДОУ».

 

Знание только тогда Знание,

Когда оно приобретено усилием мысли, а не памятью.

Л.Н. Толстой

    Новые социально-экономические отношения в современном обществе обусловили изменения, происходящие в системе дошкольного образования, развитие которой в последнее время поднялось на более высокий уровень. Утверждение и введение ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ повлекли за собой значительные преобразования организации управления, потребовали совершенствования управленческой системы.

    Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к саморазвитию, которая проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.

    Основными критериями саморазвития педагогов являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности, творческий рост педагогов, внедрение новых педагогических технологий в образовательном процессе ДОУ. Определение актуальных проблем и перспектив саморазвития педагога затруднительно без использования технологии проектирования.

    «Проект» в переводе с латинского языка обозначает «брошенный вперед».

  Сегодня в России ряд авторов (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова) рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели, где воспитатель – организатор детской продуктивной деятельности, источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта, при этом – партнер и помощник ребенка в его саморазвитии.

         Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает. Как же поправить ситуацию?

    Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.

        Классификация проектов:

Существуют различные классификации

1. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.
2. По продолжительности: краткосрочный (2 недели), средней продолжительности (2-3 месяца) и долгосрочный (1 год)

3.По тематике.

     Творческие

После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника. («Театральная неделя»)

   Исследовательские

Дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок («В стране музыкальных инструментов»)

   Игровые

Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.

    Информационные

Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.)  («Музыка любимого композитора»)  практике часто эти проекты смешиваются и носят, например, информационно-творческий характер или творчески-игровой – «Театр, творчество, дети»

 Этапы проектирования

Первый этап – определение цели.

- На первом этапе педагог формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. - Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию после чего формулирует задачи.

 Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг.

Второй этап- разработка проекта

На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач.

Дети объединяются в рабочие группы и происходит распределение ролей.

Третий этап- выполнение проекта

Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта.

У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.

Четвертый этап-подведение итогов

Педагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит её.

Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.

Метод проектов  рассматривается как один из вариантов интеграции. Детям даются знания не в готовом виде, им дается  возможность размышлять, исследовать, делать выводы. При поддержке взрослых ребята могут стать авторами своих собственных творческих, а также исследовательских, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов. Участвуя в педагогическом процессе наравне со взрослыми, дети проектируют свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя изобретательность и оригинальность.

Проектная деятельность – форма продуктивной деятельности.

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.   Педагог  организует проблемную ситуацию для детей, но  не предлагает  свои варианты решения, т.е. уходит  от  традиционного и привычного действия по заранее заданному образцу. Ведь проектная деятельность способствует развитию мышления, воображения и речи детей только тогда, когда педагог стремится удерживать проблемную ситуацию. Именно этим проектная деятельность отличается от продуктивных видов деятельности, в которых проблемная ситуация  снимается максимально быстро.

   В педагогике выделяются следующие задачи определяющие развитие детей в проектной деятельности:

  1. Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  2. Развитие познавательных способностей;
  3. Развитие творческого воображения;
  4. Развития творческого мышления;
  5. Развитие коммуникативных навыков.                

Алгоритм проведения проектной деятельности в ДОУ

Этапы реализации проекта

Содержание работы

Участники

Подготовительный этап

Обдумывание идеи проекта, сбор информации, материала для реализации идеи.

Формулировка проблемы (цели). Определяется продукт проекта.

Педагоги ДОУ, специалисты, родители, воспитанники ДОУ.

Организационный этап

 

 

Формирующий этап  

Составление плана проекта, определение  сроков реализации и ответственных за отдельные этапы проекта. Проведение круглых столов с родителями и педагогами, консультаций по теме проекта и реализации задач.

Разработка  положений смотров, конкурсов, конспектов занятий, сценария итогового мероприятия.

Проведение занятий с детьми специалистами и педагогами ДОУ (комплексные, тематические).

Проведение конкурсов и смотров в рамках проекта. Совместная работа детей, родителей и педагогов по созданию и оформлению выставок  совместных работ, фото выставок и фотоколлажей по теме проекта.

Педагоги, специалисты ДОУ, родители.

 

 

Педагоги, специалисты ДОУ, родители, воспитанники ДОУ.

Итоговый этап

Презентация проекта.

Проведение итогового мероприятия (праздника, развлечения). Награждение победителей конкурсов и родителей благодарственными письмами. Анализ  результатов проектной деятельности. Обобщение опыта.

Педагоги и специалисты ДОУ, родители.

 

                                   

    Проектный метод работы с детьми дошкольного возраста распространён, крайне мало, и практически не затрагивает дошкольные учреждения.

  Новизна опыта заключается в том, что использование модели образовательной технологии проектной деятельности дошкольников приведет к активизации механизма детского саморазвития, в результате которой познавательная инициативность,  социальная и творческая активность дошкольников перейдут на качественно новый уровень.