Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 1099 Конспект занятия – экспериментирования по познавательному развитию в средней группе на тему «Знакомство со стеклом»

Опубликовано 19.01.2019

Конспект  занятия  – экспериментирования по  познавательному развитию в средней группе на тему «Знакомство со стеклом»

Воспитатель: Зоткина Мария Владимировна  МАДОУ «Детский сад № 34» г. Рязань

Цель: Создание условий для расширения  представлений детей о стекле и его свойствах.

Задачи:

1.  Познакомить с рукотворным материалом – стеклом, материалом из которого получается стекло, опытным путем определить качества стекла: гладкое, скользкое, прозрачное, твердое,  звонкое, хрупкое. Сформулировать правила обращения со стеклянными предметами на  основе полученных представлений.

2. Развить познавательный интерес, развивать речь детей, пополнять словарный запас.

3. Воспитывать бережное отношение к результатам труда взрослых людей.

Словарная работа: Существительное: сода, песок, мел, стеклодув; прилагательные:  прозрачное, твердое, звонкое, хрупкое, стеклянные; глаголы: дуть, выдувать.

Материалы и оборудование: небольшие стеклянные предметы для выставки, компьютер, проектор, презентация, подносы с оборудованием на каждого ребёнка: стеклянные предметы из гладкого стекла, небольшие палочки для определения звука стекла; мягкий материал (ткань, пластиковый стакан, бумага) для определения твёрдости стекла; мелкие игрушки для определения прозрачности стекла; песок, сода, мел на тарелочках, тарелки для смешивания материала, одноразовая ложка).

Предварительная работа: рассматривание стеклянных предметов, чтение стихотворения В. Орлова «Сказка о Стеклянном человечке», отгадывание загадок.

 

Ход:

Организационный момент – дети встают в круг.

Придумано кем – то, просто и мудро,

При встрече здороваться!- Доброе утро!-

Доброе утро! Солнцу и птицам!
- Доброе утро! Приветливым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым!

Доброе утро длится до вечера!

Вос-ль: Ребята, усаживайтесь поудобней, сегодня я вам расскажу сказку.

В некотором царстве. В некотором государстве жил – был Король. У него была дочь – прекрасная принцесса. Король очень любил свою единственную дочь специально для неё он приказал построить чудесный  стеклянный дворец.  Когда утром всходило солнце, башни дворца начинали сверкать и искриться, переливались всеми цветами радуги. А какой там был дивный сад! На тонких веточках стеклянных деревьев пели сладкоголосые птички, в саду цвели стеклянные цветы, летали стеклянные бабочки. В прозрачной воде стеклянных бассейнов резвились золотые рыбки.

Но однажды в этот замок явился злой Колдун. Он украл прекрасную принцессу и разрушил сказочный дворец. Король отправил своих придворных искать принцессу, но они вернулись ни с чем. Король был безутешен.

Как- то раз в королевство пришёл мастер Стеклодув. Он славился тем, что умел выдувать из стекла удивительные предметы – красивые вазы, украшения, посуду, игрушки и много разных других предметов. Стеклодув узнал о стеклянном дворце и захотел посмотреть на него. А когда он узнал, что дворец разрушен, стеклодув очень расстроился. Он пообещал Королю, что спасёт принцессу и построит новый дворец.

Мастер изготовил волшебный меч и зеркальный щит, разрушившие чары злого Колдуна, нашёл принцессу и спас её. А стеклянный дворец поднялся из осколков и стал ещё прекраснее прежнего.

 

О ком  эта сказка? Какой замок построил король для своей дочери? Какие деревья и цветы росли в замке? Кто разрушил замок и украл принцессу? А кто помог спасти принцессу и построить новый замок? Почему мастера называли Стеклодувом,  что он умел делать?

Вос-ль: Ребята, стеклодувы бывают не только в сказках, но и на самом деле. Посмотрите, какие стеклянные предметы могут  выдувать из стекла стеклодувы (подводит детей к выставке). А вам, ребята, интересно, как люди делают стекло? (приглашает детей в лабораторию) Для того, чтобы получить стекло, нужно взять песок, соду, мел. (Дети называют материал, который лежит у них в тарелочках, если затрудняются, воспитатель помогает), смешивают их в большой тарелочке.  Но, если их просто смешать, то стекло не получится.  Всю смесь помещают в специальные печи и нагревают  их на очень горячем огне  и тогда  получится  стекло жидкое. Стеклодувы берут специальную трубочку и опускают её в жидкую стеклянную массу и начинают дуть (дети в маленькую трубочку тоже дуют). Что мы с вами делаем? А что мы выдуваем? Дуем стекло, значит мы – стеклодувы (это люди, которые выдувают из стекла разные предметы),  Похоже на  надувание мыльных пузырей. Стеклянная масса застывает и получается стеклянные предметы. (Рассказ сопровождается показом презентации).

Вос-ль: А сейчас поговорим о свойствах стекла, то есть какое оно. Предметы, сделанные из стекла, называются стеклянными. Повторите это слово – стеклянные.

Вос-ль: Возьмите в руки стеклянные предметы. Какие они на ощупь? Правильно (гладкие, холодные).

Вос-ль: Дети а сейчас мы  определим ещё одно качество стекла: опустите в стеклянный стакан маленький предмет. Что  опустила в стакан Саша? Лера? Почему вы узнали, что там именно шарик? (потому что стекло прозрачное). Стекло бывает не только прозрачным,  но и цветным (предметы из цветного стекла).

Вос-ль:  Возьмите пластиковый стакан, ткань, бумагу,  сожмите его? Мнется? Значит они  какие? (мягкие). Попробуйте сжать стеклянный стакан. Получилось? Почему? (Он твердый.) Стекло твердое. Возьмите палочку, постучите по кубику. Звенит? А теперь постучите по стаканчику. Какое стекло, как звенит? (звонко) Стекло звонкое.

Вос-ль:  А если уронить предмет из стекла, что произойдёт? (Правильно, он разобьется, потому что стекло хрупкое, показываю осколок) Стекло требует аккуратного обращения. Если стеклянныйпредмет разобьётся, ни в коем случае нельзя собирать осколки руками – можно пораниться.

Вос-ль: А кто пожелает рассказать, как человек использует стекло в своей жизни (предлагаю детям разные предметы, сделанные из стекла - рассказы детей).  Стекло – это природный материал или рукотворный? Стекло и все стеклянные предметы созданы руками людей. Уважая их труд, необходимо помнить о бережном отношении к этим предметам.

 

Анализ:

Вос-ль:  Дети, скажите, что нового вы узнали о стекле? Как называются люди, которые изготавливают стеклянные предметы. Из каких материалов делают стекло? Какими  обладают свойствами стеклянные предметы. (ответы детей)  Что вам больше всего понравилось сегодня на занятии?