Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 1195 Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Рассматривание репродукции картины И.И. Шишкина «Утро в сосновом бору»

Опубликовано 19.01.2020

Конспект занятия

по развитию речи в старшей группе. Рассматривание репродукции картины И.И. Шишкина  «Утро в сосновом бору»

                                                                            Воспитатель Телеганова Н.В.

МДОУ детский сад п. Тихменево

Задачи:

Образовательные:

-Продолжать знакомить детей с таким жанром живописи как пейзаж;
-Вызывать у детей желание рассматривать картины о природе;

 

Развивающие:

-Расширять знания детей о творчестве художника пейзажиста И. И. Шишкина;
-Развивать у детей умение понимать красоту природы, которую изобразил художник;

 

Воспитательные:

-Воспитывать у детей художественный вкус, умение выделять оттенки цветов, как средство выразительности.
-Воспитывать  у детей желание рассматривать картины о природе;

 

Образовательные области: познание, художественно- эстетическое, Социально- коммуникативное, физическое

 

Словарная работа: сосновый бор, дремучий, мрачный, редкая, лапчатая, ажурная крона.
Активизация словаря: тёмный, непроходимый, глухой, неуклюжие, забавные, играющие, косолапые медвежата.

Предварительная работа:

рассматривание иллюстраций, картин о природе, экскурсия   парк, чтение русских народных и авторских сказок, организация выставки картин-репродукций И. И. Шишкина «Рожь», «Сосновый бор», «Перед грозой

 

Индивидуальная работа:

 

Оборудование и материалы:

  Репродукция картины И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу», аудиозапись И. П. Чайковский Времена года.

 Методическое обеспечение : Программа  «Детство»

 Ушакова О.С. Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет М.; ТЦ Сфера, 2010

 

Ход образовательной деятельности:

 

I.Вводная часть

«Чтобы нам позаниматься

Нужно с силами собраться»

Но сначала поиграем с нашим язычком

Игра  «Ягоды»

Наш весёлый язычок,

Повернулся на бочок,                             «Часики»

На другой он повернулся,

Рано с солнышком проснулся.              «Часики»

Широко он улыбнулся,                         «Улыбочка»

Вверх сильнее потянулся.                     Острый язык вверх

В лес гулять скорей пошёл                    «Ступеньки»

И на ягоду набрёл.

 Здесь малина и клубника,                        язычок двигается в разные стороны

Здесь калина, ежевика,

Здесь рябина и морошка,

И брусники есть немножко.

Язычок набрал в лукошко                       «Чашечка»                 

И малины, и морошки.

В гости дятла он позвал                           «Дятел»

И лягушку приглашал.                             «Улыбочка»

Язычок блинов нажарил                        «Блинчик»

И варенья наварил                                  «Вкусное варенье»

Как поели, домой отправил

И конфеткой угостил.                                «Конфетка»

 -Ну, вот наш язычок готов, чтобы говорить правильно и красиво. Ребята, сегодня мы отправляемся с вами в путешествие по лесу. Займите свои места в автобусе.

II.Основная часть

«Мы едем, едем, едем

В автобусе своём

Здесь лесная красота

Запах хвои влажной

И реки прохладной.

Воздух свежий, чистый,

Ландыш здесь душистый.»

-А сейчас пойдём пешком и очень тихо, чтобы не испугать лесных обитателей. (Звучит музыка П.И.Чайковского «Четыре времени года», голоса птиц.)

-Ребята настала пора сделать привал и полюбоваться лесом.

Выставляю картину, предлагаю полюбоваться, рассмотреть.

-Вы видите перед собой репродукцию картины И.И.Шишкина «Утро в сосновом бору». Картину написал И.И.Шишкин. На холсте, масляными красками. Больше ста лет назад. Художник больше всего любил изображать лес. Даже фамилия у него ассоциируется с лесом.

Вопросы к детям

- О чём художник рассказал в своей картине?

 - Что именно хотелось художнику рассказать нам про лес?

- Какой лес изобразил художник И.И.Шишкин на картине «Утро в сосновом

лесу»?

- Дремучий или молодой?

- Почему так думаете?

- Докажите мне, что лес дремучий.

- Какие деревья растут в этом лесу? Опишите.

-Такой лес называется сосновым бором.

- Сколько лет могут жить такие деревья? 

-Такие деревья называют вековыми, это – вековые сосны.

- Кто ещё изображён на картине?

- Как вы думаете, медвежата одного возраста?

-Хочу обратить ваше внимание на то, что молодость и старость живут рядом. Молодые деревья и старые, погибающие. Весёлые медвежата и взрослая медведица. Так как природа вечна и бесконечна, а искусство отражает одно мгновение. Ребята, писатель А.Толстой, увидев эту картину, написал:

«Смотри, всё ближе с двух сторон

Нас обнимает лес дремучий

Глубоким мраком полон он,

Как будто набежали тучи,

Иль меж деревьев вековых

Нас ночь безвременно настигла,

 Лишь солнце сыплет через них

Местами огненные иглы.»

Вопросы к детям

- Почему Толстой говорит, что в лесу мрак?

 - Какие краски использовал художник при написании картины?

- Какими изобразил художник медвежат? Что вы можете сказать о них?

-Чем они заняты?

- Какие чувства у вас возникают, когда вы смотрите на медведицу?

 - К какому жанру живописи можно отнести эту картину?

- Кто ещё просыпается в лесу утром?

Предлагаю детям прогуляться по лесу (физкультминутка)

Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг.     (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг!        (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево.       (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули.      (Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели.           (Дети садятся.)

Предлагаю детям взять фигурки, зайчат, бельчат, медвежат и подойти к картине.

 -Сейчас мы попробуем очень тихо «войти в картину».

-«Входить» в картину «зайчата» будут слева. «Бельчата» посередине, а «медвежата» справа.Когда вы войдёте в картину, у вас появятся новые ощущения, новые впечатления. Вы их должны передать: мимикой, жестом, движением и конечно словом.

- Давайте сядем, и ещё раз всмотримся в картину.

- Закрыли глаза (звучит музыка П.И.Чайковского «Четыре времени года»).

-Вы видите перед собой картину в резной, золочёной рамке. Представьте себе, что вы сначала одной ногой перешагнули раму, потом другой. Тихими шагами, почувствовав под ногами твёрдую почву, вошли в лес (музыка, голоса птиц). И вот мы уже идём по лесу! Ваши впечатления? Что вы увидели, услышали, почувствовали? Расскажите, пожалуйста.

- А сейчас, ребята давайте тихо постоим в лесу и прислушаемся к музыке просыпающегося дня. (Музыка П.И.Чайковского)

- Скажите: как же удалось И.И.Шишкину показать, что в лесу наступает именно утро?

 -Пора и воздухом лесным насладиться, подышать. (Психогимнастика)

«Лес задумчивый овеян голубою дымкою

Каждый листик серебрится тонкой паутинкою.

Листья клёнов пёстрой стайкой

Тихо, тихо падают

От реки притихшей

Веет лёгкою прохладою.

Мы спокойно отдыхаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать.

Потянуться, улыбнуться!

Всем открыть глаза.

-Какой запах вы чувствовали в лесу?

-Наша прогулка по лесу подходит к концу, прошу вас занять свои места в автобусе, нам с вами пора возвращаться в детский сад.

III. Заключительная часть

Предлагаю детям ещё раз полюбоваться картиной и придумать небольшой рассказ.

Хвалю детей и благодарю за занятие