Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 1173 "Сенсорное воспитание в раннем возрасте"

Опубликовано 09.09.2019

Матвеева Ирина Александровна
МБДОУ детский сад №23

г. Арзамас
Воспитатель


"Сенсорное воспитание в раннем возрасте"

      

 

  Сенсорное воспитание – это развитие  восприятия ребенка  и формирование его  представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

      Сенсорное  развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью.   Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

  Сенсорное воспитание на втором и третьем году жизни заключается, прежде всего, в обучении детей предметным действиям, требующим соотнесения предметов по их внешним признакам: величине, форме, положению в пространстве. Овладение знаниями о внешних свойствах предметов достигается путем соотнесения их между собой .

   Сенсорное воспитание детей 2-3 лет  осуществляется в тех формах педагогической организации, которые обеспечивают формирование сенсорных способностей как действенной основы общего развития ребенка - это специально  организованная обстановка и режимные моменты.

В качестве средств сенсорного воспитания  у детей 2-3 лет  используются  дидактические игры, учитывая возрастные особенности , нравственные мотивы деятельности играющих,  принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение.

Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Усвоение программного содержания становится условием достижения игровой . Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, развитию сенсорного опыта.

В работе по сенсорному развитию детей первой младшей группы мы используем игры в разные периоды режимных моментов - это и утреннее время, и перед обедом, когда помощник воспитателя накрывает столы к обеду, и в вечернее время.

Ведущая деятельность в раннем возрасте - предметная, поэтому сенсорные задания целесообразно включать именно в этот вид деятельности. Учет цвета, формы и величины объектов - необходимое условие выполнения предметных действий, так как без выделение цвета, формы, величины как особых свойств предметов, не могут быть развиты полноценные представления.

 Целью сенсорного воспитания является формирование сенсорных способностей у детей.

   Основная задача сенсорного воспитания это формирование у детей систем сенсорных эталонов - обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов,  а также формирование умений самостоятельно применять систему эталонов в практической и познавательной деятельности

 Развитие предметной деятельности в раннем возрасте ставит ребенка перед необходимостью выделять и учитывать в действиях именно те сенсорные признаки предметов, которые имеют практическую значимость для выполнения действий.