Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 1202 Консультация для родителей на тему: «Как обучают детей звуковому анализу слов».

Опубликовано 19.10.2020

МБДОУ ДС «Тополек» г. Волгодонска

Учитель-логопед Рябчун Елена Владимировна

 

Консультация для родителей
«Как обучают детей звуковому анализу слов»

СКАЧАТЬ (с картинками)

 

При обучении грамоте в детском саду детей знакомят со звуками и с буквами родного языка.

При обучении письму ребёнка учат звуковому анализу устной речи, то есть мысленному расчленению слова на составляющие его слоги, а слоги– на звуки, установление количества и последовательности звуков в слове

Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово гло­бально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фо­нетическую, то есть последовательность составляющих его звуков. Например, взрослый просит ребенка назвать звуки в слове СОК, а ребенок отвечает: "апельсиновый, яблочный..."

Прочитать слово — значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное, "живое" слово.

Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до пол­ной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие), определение места звука в слове.

 

 

Уважаемые родители, помните:

1. Звуки мы слышим и произносим.

2. Буквы мы пишем и читаем.



Звуки бывают гласными и согласными.

Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы, а гласных букв – 10, есть ещё четыре «йотированные гласные», Я, Ю, Е, Ё. Со звуковым анализом слов с йотированными гласными дети познакомятся в школе.

Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом: Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды.

 

Согласные звуки петь нельзя.

Согласные произносятся с преградой для воздуха. Преграду создают язык, который прижимается к зубам или нёбу, и губы.

Согласные звуки бывают звонкими и глухими.

 

Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда мы произносим  глухой звук, голос спит.

Глухие согласные звуки : К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ.

 

При произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками). На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком.

Звонкие согласные звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.

В детском саду звонкие звуки мы обозначаем фишками с изображением колокольчика, а глухие – без колокольчика. Когда мы делаем звуковой анализ слов в тетради, глухость и звонкость согласных не обозначаем, но обязательно проговариваем.

Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.

 

Твёрдые звуки: Б, В, Д, З, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х мы обозначаем синим цветом: . Эти согласные имеют пару – им соответствуют мягкие согласные, которые произносятся так: Бь, Вь, Дь, Зь, Кь, Ль, Мь, Нь, Пь, Рь, Сь, Ть, Фь, Хь. Мягкие согласные звуки мы произносим мягче, часто с улыбкой, и обозначаем зелёным цветом: .

На письме мягкость согласного звука обозначается не только мягким знаком. Если после мягкого согласного есть гласный звук, в таких слогах мы пишем гласные буквы Я, Е, Ё, Ю, И.

Если в слоге согласный произносился твёрдо, после него появляются гласные буквы А, О, У, Ы, Э.

Например, в слове «мышка» первый звук звучит твёрдо: «М». После буквы м пишем гласную букву ы. В слове «мишка» первый звук звучит мягко. После буквы м пишем гласную букву и.

То же самое в словах «мама» и «мячик». В слове «мама» первый звук твёрдый. После буквы м пишем гласную а. В слове «мячик» первый звук произносим мягко, после буквы м пишем гласную букву я.

Есть звуки, которые всегда мягкие: Й, Ч, Щ. Всегда твёрдые: Ж, Ш, Ц. После них гласные буквы пишутся в соответствии с правилами русского языка.

 

Если при обучении грамоте и письму основное внимание уделяется звуковому анализу, ребёнок привыкает писать «так, как слышит». 

 

Если мы объясняем ребёнку, что слова мы пишем в основном не так, как слышим, а по правилам (например, мы произносим «марос» а пишем «мороз») и обращаем внимание на написание таких слов, звуковой анализ вреда не принесёт. Поэтому обязательно уделяйте время играм с буквами: разрезной и магнитной азбукой, выкладывайте вместе с ребёнком слова из букв. В то же время, если ребёнку нравится писать слова и он делает это с ошибками, не ругайте его. Ребёнку будет нравится писать и читать, если его хвалят и восхищаются его успехами, а не ругают.

 

Примерные задания.

Выложить схему слова КОТ.

 

- Сколько слогов в слове КОТ? В слове КОТ один слог: хлопаем один раз и проговариваем «КОТ». Если ребёнок хлопает два раза: КО-Т, останавливаем и объясняем, что согласный звук от слова отрывать нельзя. Рисуем длинную черту: кот - это слово. Под длинной чертой рисуем короткую: в слове КОТ один слог.

Сколько звуков в слове КОТ? (в слове КОТ три звука: К, О, Т), рисуем под короткой чертой три кружка.

- Какой первый звук в слове КОТ? (первый звук [К])

- Звук [К] какой? (звук [К] согласный, глухой, твёрдый).

- Каким цветом на схеме обозначим звук [К]? (Синим).

- Какой второй звук в слове КОТ? (Второй звук [О])

- Звук [О ]какой? (Звук [О] гласный).

- Каким цветом на схеме обозначим звук [О]? (Красным).

- Какой третий звук в слове КОТ? (Третий звук [Т]).

- Звук [Т] какой? (Звук [Т] – согласный, твёрдый, глухой).

Каким цветом на схеме обозначим звук [Т]? (Синим).

- Звуки подружились. Что получилось? (КОТ).

- Какой буквой обозначим звук [К]? (Буквой К).

Какой буквой обозначим звук [О]? (Буквой О).

Какой буквой обозначим звук [Т]? (Буквой Т).

- Буквы подружились. Что получилось? (КОТ).

 

 

 

 

 

Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звуки речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.

 

 

 

 

Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ. В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению.

 

При обучении чтению в детском саду буквы называем по их звуковым обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения.

Для того, чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуют следующие задания:

- «На что похожа буква?»

- В ряду букв обвести в круг заданную букву.

- Выкладывание букв из счётных палочек, из верёвочки на бархатной бумаге, вылепить из пластилина и т.п.

- Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.

Уважаемые родители, очень точно следуйте инструкциям педагогов, выполняя задания по тетради, не усложняйте задания по своему усмотрению. Помните о том, что требования детского сада и семьи должны быть едины!