Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 1188 Методические рекомендации по использованию пособия "Добрая тучка".

Опубликовано 23.11.2019

Методическая разработка по использованию  пособия

  «ДОБРАЯ  ТУЧКА»

СКАЧАТЬ (с фото)

Автор: Шишкина Н. П. воспитатель, МБДОУ № 28 «АБВГДейка» г. Кемерово                                                                                                                               

 

                                                                                               Когда живется дружно,

                                                                                               Что может лучше быть!

                                                                                           И ссориться не нужно,

                                                                                          И можно всех любить.

                                                                                                                  С. Михалков

  Роль взрослого в нравственном развитии дошкольника очень велика. Отношение «воспитатель – ребенок» воспринимается и переживается детьми со знаком плюс или минус. От этого зависит комфорт ребенка, его настроение, восприятие окружающего (радостное, светлое, равнодушное, агрессивное, отстраненное). Первоначально превалируют эмоции, определяющие действия дошкольника. Позднее с развитием произвольного поведения и усвоением норм социального поведения ребенок достигает определенного уровня самостоятельности в выборе тех или иных действий. Но, тем не менее, на протяжении всего дошкольного детства взрослый является руководителем процесса формирования личности ребенка.

   У многих детей третьего года жизни еще трудно обнаружить потребность в общении со сверстниками. Хотя у них появляются инициативные действия, направленные на привлечение к себе внимания сверстников, например, чтобы продемонстрировать свои успехи. Но эта инициатива остается односторонней. Сверстник сам по себе еще мало интересует ребенка.

   К 3 годам пробуждается внимание к товарищу, развивается потребность в общении, появляется ответ на инициативу ровесника, возникают общие игры.

   Если в 2 года малыши не запоминают сверстника по группе, у них не возникает избирательного отношения к товарищу, то к 3 годам дети проявляют свои симпатии к товарищу, могут ему уступить игрушку, дать конфету, сделать приятное.

   Появление у детей качественно новых способов усвоения простых навыков, то есть выполнение действий без помощи взрослого, позволяет строить новые отношения с ними. В первой младшей группе наблюдается переход к простейшим формам совместной (парной) деятельности. Этому способствует также развитие речи детей, что дает возможность для обмена суждениями по поводу игры; расширяет способность ребенка лучше понимать требования воспитателя, принимать помощь при налаживании отношений со сверстниками в совместной деятельности.

   Оценка воспитателя вызывает значительный эмоциональный отклик, а если она еще подтверждается наглядно, может выполнять функцию стимула положительных поступков.

   Данное методическое пособие способствует накоплению у детей младшего дошкольного возраста опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками: проявлять заботу о товарище, выражать ему сочувствие; формируется у ребенка уверенность в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей; воспитывается отрицательное отношение к грубости, жадности; дети учатся играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.

Дети учатся здороваться и прощаться (по напоминанию взрослого); излагать собственные просьбы спокойно, употребляя слова «спасибо» и «пожалуйста».

 

   У детей формируется умение спокойно вести себя в помещении и на улице, выполнять просьбу взрослого; внимательно относится к родителям; формируется бережное отношение к природе.

  Новизна в том, что с помощью взрослого малыши начинают дифференцировать свои действия, опираясь на понятия «можно», «нужно», «нельзя»; «хорошо» – «плохо», «добро» – «зло». С оценочных позиций взрослого ребенок смотрит на себя и других, постепенно вырабатывая свое отношение к окружающим и самому себе.

   Цель:

   Стимулировать детей на добрые дела, заботиться, оказывать помощь окружающим.

   Воспитание у детей младшего дошкольного возраста нравственных качеств, 

способствующих накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений с окружающими.

   Задачи:

   Познакомить с правилами культуры поведения.

   Научить относиться к окружающим с заботой и терпением.

   Учить детей умению играть не ссорясь, помогать друг другу.

   Формировать умение спокойно вести себя в помещении и на улице, выполнять просьбу взрослого.

   Создание условий для самостоятельного отражения полученных знаний и умений детьми.

   Способствовать развитию мыслительных процессов; развитию речи; развитию мелкой моторики пальцев рук.

   Воспитание в детях доброго отношения к окружающим, оказание помощи, поддержки. Побуждать детей в стремлении делать добро другим людям.

 

   Пособие представляет собой «Добрую тучку», внизу которой пришиты ленты. Изготовлено пособие из фетра и атласных лент синего и голубого цвета. На лентах пришиты капельки из жесткой основы липучки. На каждую ленточку прикрепляются метки детей. Дополнительно изготовлены капельки из синего и голубого фетра; на них пришиты капельки из мягкой основы липучки.

   Добрая тучка с ленточками расположена на уровне глаз детей на видном месте. Рядом с тучкой в коробочке лежат капельки. На ленточку прикрепляются капельки добрых дел. Капельки прикрепляются в течении дня, в конце дня подводятся итоги.

   Данное методическое пособие многофункциональное, трансформируемое, вариативное, доступное для детей, безопасное.

   «Добрую тучку» можно использовать на развитие воздушной струи через такие игры, как: «Летает легкий ветерок, ты подуй сюда, дружок!» (дети дуют потихоньку на ленточки); «Сильный ветер налетел» (дети дуют очень сильно на ленточки); на развитие речи «Посмотри, кто там спрятался!», (дети дуют на ленточки и стараются рассмотреть, кто или что там); на ФЭМП через такие игры, как: «Большой – маленький», «Один – много» и т.д., а также через игры по формированию окружающего мира.

   Методическое пособие целесообразно использовать в индивидуальной, подгрупповой и групповой работе.

 

 

 

Приложение №1

1. Мини – беседа:

   После чтения сказки «Репка» можно специально остановиться на дружной работе героев (рассматривание иллюстраций позволяет детям представить персонажей): «Кто самый сильный? (Дед.) А кто самый маленький? (Мышка.) Почему удалось вытащить репку?» (Все дружно тянули репку, не ссорились.) А с помощью вопроса: «Что было потом, о чем в сказке не говорится?» – дети представляют, как герои варили кашу из репки, как дружно хвалили вкусную кашу.

   В заключение воспитатель делает вывод: «Хорошо, когда все живут дружно. Будем и мы жить дружно!».

 

2. Мини – беседа на формирование у детей навыков самообслуживания по произведению Л. Воронковой «Маша-растеряша». Некоторые строки из него используются и в повседневной жизни (например, «Надо вещи убирать, не придется их искать»). Инсценировка «В гостях у Маши»: В гости к кукле приходит мишка, она предлагает ему поесть. Мишка, забыв помыть руки, идет к столу. В ответ на вопрос воспитателя: «О чем забыл Миша?» – дети говорят: «Перед едой руки помой. Мишка не сказал спасибо».

 

3. В играх, как и в повседневной жизни, тоже существуют правила: Нельзя отнимать игрушку. Надо попросить: «Пожалуйста, дай машинку». Если тебе дали поиграть игрушку, нужно сказать «спасибо».

 

4. Аналогия с уже усвоенными и понятными правилами поможет малышам усвоить новые, связанные с отношением детей друг к другу: нужно жить дружно. Здесь также помогут литературные произведения:

Когда живется дружно,

Что может лучше быть!

И ссориться не нужно,

И можно всех любить.

С. Михалков

 

5. Особое место среди игрушек занимает кукла как носитель человеческих качеств. Через игру, общение с куклой, поощрение доброго и ласкового обращения с ней ребенок приобретает положительный опыт. После игры подводится итог: «Миша и Катя сделали из пластилина пирожные для кукол, пригласили гостей, угощали их. Потом возили кукол на машине в парк. А Митя и Паша построили из кубиков для кукол дом».

 

6. Игра «Колобок» помогает детям запомнить вежливые слова.

Для игры используется мяч, на котором нарисовано лицо колобка. Дети перекатывают мяч друг другу, здороваются с колобком, говорят ему приятные слова: «Ты красивый», «Ты мне нравишься» и т. п. Малыши могут чем-нибудь угостить колобка, подарить ему игрушку, спеть песенку и т. п. Он благодарит их за это.

 

 

7. Сказку «Репка» можно использовать как упражнение для запоминания вежливых слов. С этой целью детям предлагают дополнить предложения вежливыми словами. Например, «Побежала внучка за Жучкой. «Здравствуй, – говорит внучка, – помоги вытащить репку». Вытащили репку. «Спасибо, – говорит дед. – И тебе, бабка… (спасибо). И тебе внучка… (спасибо)». И так далее.

 

8. Игра «Ладушки»

Дети (вместе). Ладушки, ладушки!

Первый ребенок. Где были?

Дети. У бабушки.

Другой ребенок. Что вы ели?

Дети. Кашку,

Пили простоквашку.

Простоквашка вкусненька.

Кашка сладенька,

Бабушка добренька!

Скажем бабушке: «Спасибо».

Ладушки, ладушки!

Пекла бабка оладушки.

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Даше два…

Воспитатель. Что сказала Даша?

Дети. Спасибо.

Паше два, (Что сказал Паша?)

Ване два, (Что сказал Ваня?)

Тане два, (Что сказала Таня?)

Хороши оладушки

У нашей бабушки!

Все. Спасибо, бабушка!

 

9. Игра «Ласковая цепочка»

В игре участвуют пять человек. Дети садятся в круг поближе друг к другу. Воспитатель говорит: «Посмотрите, ребятки, какой хороший у нас Ванечка! У него мягкие волосики, красивые глазки. А теперь, Ванечка, погладь Свету по головке. У нее тоже шелковые волосики. Посмотри, у Светы голубые глазки». Так с помощью воспитателя дети по-новому узнают друг друга, учатся налаживать контакты с товарищами. Ласковое обращение воспитателя: «Ванечка», «Светочка» также дает им положительный опыт общения.

Действия малышей можно разнообразить. Обычно они с удовольствием играют и самостоятельно придумывают новые действия.

 

10. Игра «Выбери меня»

Эта игра помогает детям лучше узнать друг друга, запомнить имена товарищей.

Дети садятся на стульчики в круг. Воспитатель предлагает: «Степа, посмотри

внимательно на ребят и подойди к кому-нибудь. (Ребенок подходит к товарищу.) Это

Коля. Возьми его за руку, выведи в центр круга, а сам сядь на его место. Теперь ты, Коля, выбирай водящего».

Когда дети освоят правила, они могут говорить хором: «Выбери меня! Выбери меня!».

 

 

Приложение № 2

Фотографии пособия «Добрая тучка»