Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 1186 Художественная гимнастика для дошкольников. Гибкость и методы ее развития.

Опубликовано 18.11.2019

 

Художественная гимнастика для дошкольников.

Гибкость и методы ее развития.

Инструктор по физической культуре

Спиридонова Ирина Алексеевна

 

Гибкость- это способность выполнять движения с большой амплитудой.

Различают активную и пассивную гибкость. Активная гибкость достигается за счет мышечных напряжений, пассивная проявляется за счет приложения внешних сил. Измеряется гибкость угломером.

Гибкость зависит от:

-строения суставов, их формы ;

-длины и эластичности связок, сухожилий и мышц;

-функционального состояния нервных центров, регулирующих тонус мышц;

-температура среды- чем выше, тем лучше;

-суточной периодики- утром она снижена;

-утомления- пассивная улучшается, активная ухудшается;

-наследственности, пола и возраста- дети и женщины гибче

Средства развития гибкости:

-упражнения на расслабление- дают прирост на 12-15%;

-плавные движения по большой амплитуде;

-повторные пружинные движения;

-пассивное сохранение максимальной амплитуды;

-активное сохранение максимальной амплитуды;

-махи с постепенным увеличением амплитуды.

Методы развития гибкости:

-повторный;

-помощи партнера;

-применение отягощений и амортизаторов;

-игровой и соревновательный.                                                                        Упражнения на гибкость дают наибольший эффект, если их выполнять в тренировке дважды: в подготовительной части урока после разогревания и в самом конце тренировки на фоне утомления.

На первых порах упражнения на гибкость следует давать через день, чтобы мышцы успевали отдыхать, в дальнейшем- ежедневно.

Возрастные особенности

Методические особенности

  1. Позвоночный столб в этом возрасте отличается большой гибкостью и неустойчивостью изгибов.

Необходимо большое внимание уделять формированию правильной осанки.

  1. Суставно-связочный аппарат очень эластичен и недостаточно прочен.

Целенаправленно, но осторожно развивать гибкость

  1. Интенсивно развивается мышечная система, но крупные мышцы развиваются быстрее мелких.

При преобладании крупных,  размашистых движений, целенаправленно вводить мелкие и точные движения.

  1. Регуляторные механизмы сердечно-сосудистой и дыхательной систем несогласованные, дети быстро устают.

Нагрузка должна быть небольшого объема и интенсивности, носить добрый характер

  1. Продолжительность активного внимания и умственной работоспособности  невелики.

Занятия должны быть интересными и эмоциональными, количество замечаний ограничено, полезны поощрения.

  1. Велика роль подражательного и игрового рефлексов.

Показ должен быть идеальным, занятие- игровым

  1. Антропометрические размеры детей на 1/3 меньше взрослых.

Применять предметы пропорционально уменьшенных размеров.

                      Насколько безопасными являются тренировки

для развития гибкости у дошкольников?

       Дети дошкольного возраста способны справиться практически с любыми упражнениями на растягивание и гибкость, если не форсировать события. Важно, чтобы упражнения, направленные на развитие гибкости, проводились в совокупности с умеренными физическими нагрузками, которые будут способствовать укреплению мышц и связок и помогут исключить травмы.

       Не все дети готовы справляться с ощущениями, вызванными растяжкой, что может привести к снижению работоспособности и нарушениям техники выполнения упражнений. Чтобы исключить эти неприятные моменты, необходимо подбирать для детей доступные упражнения, настаивая на регулярном их выполнении.

       Лучший способ объяснить ребенку, как правильно выполнять упражнение, это показать на личном примере. Что касается амплитуды, то увеличивать ее нужно постепенно и систематично.

Для чего развивать у детей гибкость?

      Развитие гибкости у ребят дошкольного возраста специалисты справедливо считают одним из наиболее эффективных методов оздоровления организма, способствующим нормальному физическому развитию. Упражнения для развития гибкости помогут:

укрепить суставы и связки;

укрепить мышечные волокна;

сделать мышцы более эластичными;

предупредить травмы.

      Также гибкое тело позволит ребенку повысить собственные двигательные возможности, улучшить результаты в спорте в будущем. От того, насколько высоким будет являться уровень гибкости, зависят показатели силы, быстроты и координации детей.

       Ребята дошкольного возраста очень часто гибкие от природы, по крайней мере большая их часть. Тем не менее это не означает, что развивать гибкость у них не нужно. Со временем, если не внедрить в жизнь дошкольника занятия, направленные на развитие гибкости, его природные способности поблекнут и уровень физической подготовки заметно снизится.

      Гибкие и пластичные дети не только более активные и ловкие. При всей своей подвижности они на порядок меньше травмируются за счет эластичности мышц и их способности к быстрому восстановлению. Выполняя физические упражнения, ребенок с нормально развитой гибкостью потратит в разы меньше энергии, чем сверстники, а значит, меньше устанет.

      Дополнительно стоит отметить, что дети, активно работающие над упражнениями, развивающими гибкость, отличаются легкой эффектной походкой и практически идеальной осанкой, которой удается достичь за счет укрепленного опорно-двигательного аппарата.

Игры, развивающие гибкость у  дошкольников.

      Для гармоничного физического развития ребенка мало того, чтобы он был ловким и сильным: он должен быть еще и гибким. Обычная всем известная «Березка», например, способствует также улучшению умственного развития ребенка.  

«Кошечка»

Цель игры: способствовать улучшению гибкости у детей. Игра тренирует мышцы спины, особенно поясницы. Кроме того, она дает детям знания о домашних животных (в данном случае о кошке) и способствует развитию внимания.

Ход игры (в ней может принимать участие неограниченное количество детей). Воспитатель объясняет, что сейчас всем предстоит изобразить кошку. Для этого он разучивает с детьми два «кошачьих» движения. Первое движение: дети становятся на колени, вытянутыми руками упершись в пол. По команде ведущего они прогибают поясницу, приподнимая при этом подбородок. Это «ласковая кошечка». Второе движение: исходное положение то же, но теперь нужно, наоборот, выгнуть спину дугой, а голову опустить. Это «сердитая кошечка». Попросив хорошо запомнить оба движения, ведущий объясняет детям, что сейчас он будет рассказывать про кошку Мурку. Когда он будет говорить про что-то, что кошка любит, дети должны изобразить ласковую кошечку, а когда про что-то, что она не любит, — сердитую.

Затем тренер рассказывает  текст: «Это кошка Мурка. Она очень ласковая. А вот собак она не любит. Мурка любит лакать молоко из блюдечка. Мурка не любит, когда ее дергают за хвост. Мурке нравится спать, свернувшись калачиком. Мурка не любит бегать по лужам». И так далее.

Текст может быть любым, но не слишком длинным: не стоит забывать, что во время рассказа  о кошке дети выполняют физическое упражнение. В заключение игры  предложите  детям отдохнуть и рассказать о своей домашней кошке.

Примечание. Если чередование движений у детей станет автоматическим, попробуйте «поймать» их, прочтя подряд два высказывания, на которые должна быть одна и та же реакция (например, «сердитая кошечка»). Тех, кто не ошибется, надо похвалить за внимательность.

Можно выучить с детьми следующие стихотворения.

Кошка

Через форточку в окошко

К нам пришла чужая кошка.

Форточка открытая,

Кошка вся немытая.

Мы сказали:

— Здравствуй, кошка,

Поживи у нас немножко.(Э. Успенский)

Грузовик

Нет, напрасно мы решили

Прокатить кота в машине:

Кот кататься не привык —

Опрокинул грузовик.(А. Барто)

Кискино горе

Плачет Киска в коридоре.

У нее большое горе:

Злые люди бедной Киске

Не дают украсть сосиски.(Б. Заходер)

«Жираф»

Цель игры: развить гибкость у детей. Игра укрепляет поясницу, мышцы ног и рук.

Необходимое оборудование: несколько кубиков  или других  предметов.

Ход игры. В нее играют по очереди. Ведущий раскладывает перед ребенком кубики. Игрок должен встать прямо, в 3-тью позицию. Его задача — собрать все лежащие перед ним кубики. Ведущий должен следить за тем, чтобы ребенок соблюдал правила: не сгибал ноги и старательно дотягивался до всех предметов, ничего не пропуская. Если игрок все выполнил правильно и собрал все кубики, то он считается победителем. 

«Гигантские шаги»

Цель игры: развить у детей гибкость (игра  на улучшение растяжки). Кроме того, игра улучшает глазомер.

Ход игры. В игре одновременно могут участвовать 5—6 человек.  Один из игроков становится ведущим. Остальные  выстраиваются в линию лицом к нему.   Ведущий выкрикивает имя одного из игроков. Тот должен моментально среагировать — побежать в сторону, противоположную от ведущего. Бежать можно до тех пор, пока ведущий не скажет: «Стоп!» После этого игрок должен «на глазок» прикинуть расстояние от себя до ведущего и сказать, чему оно равно. При этом измерять расстояние  шагами. В игре используются три вида шагов:

1) гигантские шаги: игрок шагает как можно шире, но на бег не переходит;  2) простые шаги — это обычный шаг;                                                                  3) «муравьиные» шаги: игрок делает короткие шаги - пяткой ноги, упирается в носок другой. Получаются шаги, равные длине ступни.

Итак, отбежав от ведущего и остановившись, игрок пытается на глаз определить расстояние до ведущего. Например, так: «До тебя шесть гигантских шагов, два простых и три муравьиных». После этого «измерения» игрока проверяются им самим: он пытается дойти до ведущего, сделав столько шагов, сколько назвал. Если сумел уместить все названные шаги в отрезок расстояния между собой и ведущим, то у него есть право стать ведущим самому.  

«Число»

Цель игры: игра способствует развитию гибкости у детей, в частности разрабатывает мышцы ног и ступни. Кроме того, игра закрепляет навыки счета.                                                                                                                      Ход игры  Вначале выбирается водящий. Он становится лицом к остальным участникам игры. По команде водящего: игроки ставят руки на пояс и начинают прыгать на месте, проговаривая при этом  стишок:

Прыг-скок! Прыг-скок!                                                                                    Начинается урок:                                                                                                       Числа ты повтори:                                                                                                    «Раз! Два! Три!»

На слове «три» все игроки делают последний прыжок, расставляя при этом ноги. Водящий по очереди подходит к каждому игроку и называет любое число от 1 до 10. Задача игрока — перейти в положение «ноги вместе». Соединять ноги нужно, не отрывая ступней от пола,  двигая сначала носки, потом пятки, потом опять носки, потом снова пятки и т. д. Самая важная деталь: количество таких шажков должно полностью совпасть с названным водящим числом. Если совпадение получилось полным, игрок имеет право остаться, если же нет — выбывает из игры. 

«Путаница»

Цель игры: развить гибкость у детей. Кроме того, игра способствует развитию логического мышления, так как учит детей выполнять действия в определенной логической последовательности .

Ход игры. Ведущий закрывает глаза Дети становятся в круг, держа друг друга за руки, и начинают «запутываться». Делаться это может по-разному: кто-то, например, может перешагнуть через сцепленные руки двух других игроков, а кто-то может поднырнуть под них. После того как игроки основательно «запутались», они хором зовут ведущего: «Путаница-путаница! Распутай нас, пожалуйста!» Задача ведущего — распутать игроков не расцепляя рук игроков так, чтобы они снова встали в круг, держась за руки.

Примечание. Если в игре участвует большое количество детей, то можно выбрать не одного, а двух ведущих.

«Нарисуй картинку»

Цель игры: развить у детей гибкость. Игра учит детей держать равновесие в положении на полупальцах.

Необходимое оборудование: два листа ватмана, укрепленные на стендах, два ярких маркера.

Ход игры. Несмотря на «художественное» название, это игра на гибкость и  равновесие. Одновременно в ней могут участвовать два игрока, остальные активно «болеют». Листы ватмана устанавливаются на стендах на высоте немного выше роста игроков. Ведущий вручает игрокам по маркеру и просит их нарисовать что-то несложное (оба игрока получают одинаковое задание), например, квадратик или дом. «Изюминка» игры состоит в том, что до него придется дотянуться, поэтому каждую линию рисунка игроки могут начертить, лишь приподнявшись на носочки. Если и это не помогает, то игрокам придется дорисовывать рисунок, подпрыгивая вверх и держа маркер в вытянутой руке. В этой игре побеждает тот, кто сумеет нарисовать рисунок быстрее и, главное, аккуратнее другого. Потянулись, подросли

«Верблюжьи бега»

Цель игры: развить у детей гибкость и равновесие. 

Ход игры. Игроки делятся на несколько (две, три) команд. Ведущий объясняет, что играть все будут в эстафету, но непростую, а... верблюжью. Для этого  ребятам  придется изображать верблюдов. Делается это так: игрок должен наклониться и обхватить ладонями лодыжки, максимально выпрямив при этом ноги и прогнув спину. В таком положении игрок должен дойти до финиша (двигаться быстро в таком положении невозможно). Игрок, согнувший ноги в коленях или расцепивший руки, сходит с дистанции. Выигрывает команда, быстрее других справившаяся с заданием.

Примечание. Игру можно и изменить. Например, соревноваться друг с другом могут не команды игроков, а игроки сами по себе. Для этого можно попросить игроков, например, встать в круг и двигаться по кругу. Время от времени ведущий может просить игроков остановиться. Те, кто при внезапной остановке не потерял равновесие, продолжают игру. Можно устроить и целый «верблюжий караван»: игроки становятся в цепочку друг за другом, а первый игрок ведет их в произвольном направлении.

«Макарена»

Цель игры: развить у детей гибкость и  равновесия.Необходимое оборудование: Скакалка (длина 1 — 1,5 м).

Ход игры.   Двое детей держат скакалку за концы, стоя друг против друга.  Их задача — следить за ходом игры. Остальные игроки выстраиваются в колонну на расстоянии 1 м от планки. Для начала - поднимают планку высоко: над головой на вытянутых руках. Перед всеми игроками стоит  задача: пройти под планкой, не задевая ее. Усложняют задачу,  с каждым ее кругом опускают скакалку все ниже. Чтобы не задеть ее, игрокам придется проходить под ней, откинувшись назад.   Игроки, нарушившие правила или не прошедшие под планкой, выходят из игры. Игра продолжается до тех пор, пока в ней не остается только один — самый гибкий, ловкий .

«Волна»

Ход игры. С помощью считалки выбирается водящий. Остальные игроки  становятся в круг и берутся за руки. Круг из игроков будет представлять собой море, а водящий — «кораблик». Игроки начинают делать «волну», то есть, не расцепляя рук, выполнять плавные волнообразные движения руками. При этом они то поднимают, то опускают руки. Выполнять эти движения надо произвольно: важно, чтобы водящий не мог предугадать, где «волна» будет выше, а где ниже. Задача водящего-«кораблика» — проскочить под «волной», то есть быстро пробежать сквозь просвет между любыми двумя игроками в тот момент, когда их руки будут подняты. Если ему это удается, он занимает место в круге, а вместо него выбирают другого водящего, если же нет, он повторяет попытку.

Примечание. Игроки, изображающие море, не имеют права убыстрять незаконченное движение специально для того, чтобы поймать игрока.

Вывод: Гибкость является основополагающим качеством в художественной гимнастике, занятия по которой начинаются уже в 4 года. Гибкость не только можно, но и нужно развивать у детей дошкольного возраста, что способствует как общему физическому развитию детей, так и последующему достижению высоких спортивных результатов. Движения человека с оптимальным уровнем развития гибкости предельно точны и рациональны, что в значительной степени облегчает двигательную деятельность, экономит энергетические ресурсы.
По утверждению Н.А. Бернштейна, развитие гибкости создает благоприятные условия для совершенствования других психофизических качеств. Тем не менее, проблема развития гибкости у детей  дошкольного возраста мало изучена. В современных педагогических технологиях этой проблеме не уделяется должного внимания, используемые физические упражнения лишь косвенно влияют на развитие этого психофизического качества. Результаты тестирования физической подготовленности детей дошкольного возраста, полученные Московской городской федерацией спортивных обществ, свидетельствуют о том, что только 50 % дошкольников г. Москвы показывают положительные результаты развития гибкости.

Оценка  гибкости

( подвижности в суставах)

описание

высокие показатели

средние

показатели

Низкие

показатели

1

Сед ноги вперед. Прогиб в колене. Измеряется расстояние между полом и пяткой.

более 2см

до 1см

0

2

Сед ноги вперед. Наклон вперед, обхватить руками голень и плотно прижать живот и грудь к бедрам, держать 3сек. без лишнего напряжения

без замечаний

с незначи-тельными замечаниями

с явным нарушением

3

«Коробочка» -лежа на животе прогибание назад в упоре на руки со сгибанием ног. Измеряется расстояние между лбом и пальцами.

до 5см

6-10см

11-15см

4

Наклон вперед на гимнастической скамейке. Измеряется расстояние от верхнего края скамейки до конца третьего пальца руки сантиметровой линейкой

больше15см

10-14,5см.

0см

5

Перевод гимнастической палки с сантиметровой разметкой спереди назад и обратно. Учитывая расстояние между кистями рук при выкруте палки прямыми руками, с см.

11-15см

15-25см

более 25см

6

Шпагаты на правую, левую и поперечный на полу. Измеряется расстояние от паховой области до пола, в см.

0см

1-5см

6 и более см

7

«Бабочка» сед на полу ноги согнуты в коленях. Измеряется расстояние от пола до колен.

0см

1-3см

3 и более см


Некоторые программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста, основу которых составляют акробатические упражнения, не подкреплены достаточными экспериментальными исследованиями.
Статические упражнения составляют основу многих систем, разработанных для взрослых и направленных на совершенствование физических и психических  возможностей человека. Выполнение статических упражнений на уменьшенной площади опоры развивает равновесие, от которого зависит качественное выполнение любого движения. Самая древняя из них — хатха-йога, в которой статические упражнения являются средством развития гибкости.В настоящее время получила распространение система стрейчинга, суть которой состоит в том, что с помощью медленных и плавных движений (сгибаний и разгибаний), направленных на растягивание той или иной группы мышц, принимается и удерживается в течение некоторого времени определенная поза.Но какими бы эффективными ни были перечисленные выше системы, они разработаны для взрослых. Применение их в неизменном виде в работе с дошкольниками, без учета  особенностей детей, может нанести вред несформировавшемуся организму.
        Специалисты Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук выделяют шестой год жизни детей как наиболее нестабильный период в физическом развитии. С одной стороны, в старшем дошкольном возрасте увеличивается амплитуда движений во всех суставных сочленениях, дифференцируются процессы напряжения и расслабления действующих мышц, развивается в связи с интенсивным морфофункциональным созреванием коры головного мозга способность ребенка осваивать сложную программу действий. С другой стороны, несмотря на хорошо развитые крупные мышцы туловища и конечностей, активнее всего обеспечивающих вертикальное положение тела, слабо развитыми остаются связочные отделы позвоночного столба, мелкие мышцы шеи, груди, поясницы. В связи с чем форсированное развитие гибкости без соразмеренного укрепления мышечно-связочного аппарата, может вызвать разболтанность в суставах, перерастяжение, нарушение осанки.
         В исследовании Т.А. Тарасовой подчеркивается, что на шестом году жизни происходит изменение пропорций тела ребенка за счет увеличения длины ног.  В связи с чем необходимо использовать средства, позволяющие сохранить оптимальный уровень гибкости и предотвратить возможные травмы. Сочетать в процессе физического воспитания детей упражнения, направленные на развитие гибкости, с динамическими упражнениями.
На протяжении длительного времени статические упражнения считались противоестественными природе ребенка-дошкольника. В процессе физического воспитания дошкольников используются в основном динамические упражнения. Количество упражнений в комплексе для детей шестого года жизни составляет 6–7 упражнений.  
           В процессе  воспитания гибкости применяются  упражнения,  в которых  движения  осуществляются  с  помощью  партнёра. Их эффективность высока. Упражнения на растягивание следует выполнять, постепенно увеличивая амплитуду.  Вначале выполнение медленное, а затем всё быстрей.  Следует соблюдать осторожность при увеличении амплитуды в пассивных упражнениях и  в   упражнениях с отягощениями.   Развитие гибкости требует большого числа повторений каждого  упражнения. Следует подбирать упражнения, несколько различающиеся по форме, но одинаковые по воздействию на мышцы.  Таким образом, общая сумма повторений упражнений, воздействующих на одну группу мышц, будет оптимальна, а нагрузка на психику резко снизится и  происходит равномерное распределение нагрузки, что способствует формированию правильной осанки.
         Недостаточное разогревание мышц является основной причиной возникновения мышечных травм при выполнении упражнений с большой амплитудой.  Если  болевые ощущения  появились,  то  следует прекратитьвыполнение  упражнения. При  этом  необходимо  учитывать,       что  боль  может  быть двух  видов  -  приятной и  неприятной, режущей.          Упражнения  с  амплитудой  ниже  предельной  также развивают гибкость,  но  менее  эффективно. Если  на следующий после  занятия  день  появляется боль  в мышцах, которые подвергались    растягиванию,  то  это  свидетельствует  о повышенной  нагрузке, которую нужно снизить.  Для  получения максимального  эффекта от  занятий целесообразно ежедневное выполнение упражнений. 
          Быстрый  рост показателей  гибкости происходит примерно на  протяжении первых трёх месяцев занятий, затем показатели гибкости  увеличиваются медленней.  Если  прекратить  упражнения на  гибкость,  то она постепенно уменьшается  и  через 2-3 месяца доходит до минимальной  величины.

 Перерыв  в  занятиях не желателен  более  чем на  1-2 недели. Дыхание должно  быть  ровным, глубоким и  естественным.