Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 1182 «Создание в ДОУ условий для технического конструирования, изобретательства и моделирования»

Опубликовано 02.11.2019

   Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад № 30

городского округа Орехово-Зуево

 

 

«Создание в ДОУ условий

для технического конструирования,

изобретательства и моделирования»

 

Конева Л.А.

воспитатель

МДОУ ЦРР-детский сад №30

 

2019г

     Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) задает новые ориентиры развития системы дошкольного образования и вносит ряд изменений в организацию образовательной деятельности в ДОУ.

     Сегодня перед нашим государством, школой, воспитателями, родителями встает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый из тех, кто ходит сегодня в детский сад, вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и обязательно инициативным, думающим, познающим, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы не взялся. Но, как известно сами по себе пытливость, понятливость и интеллект не развиваются. Таким образом, перед дошкольным учреждением встает вопрос о создании таких условий, при которых ребенок будет развиваться и сможет подняться до самых больших высот творческой деятельности. 

    Одним из видов деятельности, в которой в полной мере проявляется творческая активность ребенка, является конструктивно-модельная деятельность,столь актуальная в настоящее время по следующим причинам:

ü  стремительное развитие науки и техники, автоматизация промышленных процессов;

ü  технологичность повседневной жизни: освоение разнообразных гаджетов, электронных игрушек и т.д.;

ü  инновационные процессы развития дошкольного образования как первого уровня основного общего образования;

ü  развитие в конструировании мыслительных функций и способностей(наблюдательность, сообразительность, инициативность в принятии решений).

Конструирование(от лат. construo - строю, создаю)

     Конструктивная деятельность - это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Конструирование относится к числу тех видов деятельности, которые имеют моделирующий характер.

     Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой — в нем также отражается окружающая действительность.     Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки — для игры, поделки — для украшения елки, для подарка маме и т.д.), поэтому должны соответствовать своему назначению.

     Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определенного продукта. А все продуктивные виды деятельности, наряду с игрой, являются ведущими видами детской деятельности. т. е. «ведут» за собой развитие ребенка. В конструировании заключены большие возможности для развития интеллектуальных и творческих способностей детей, а также возможности для полноценной подготовки к школе.

     Моделирование - это процесс изготовления по чертежу модели какого- либо предмета. Моделирование приносит большую пользу. Оно развивает у детей такие качества как креативность, инициативность и самостоятельность, пространственное нестандартное мышление, а так же видение результата своей деятельности через небольшой промежуток времени.

Моделируя, ребенок приобретает полезные навыки практического характера, учится строить, клеить, делать чертеж. Ведь любая модель делается по определенномучертежу. Чертеж - своеобразный графический язык, такой язык интернационален. Он понятен на любом языке.

     На сегодняшний день активность ребенка признается главной основой его развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе совместной деятельности, организуемой педагогом. Опыт, получаемый ребёнком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения.

Развивающие функции конструктивно-модельной деятельности:

ü  развитие целеполагания (получение результата в соответствии с поставленной целью – замыслом);

ü  развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов;

ü  приобщение детей к миру технического и художественного изобретательства;

ü  развитие фантазии, воображения, наглядно-образного восприятия;

ü  развитие знаково-символической деятельности: совершенствование умений в конструирование по графическим моделям;

     Конструктивная деятельность – это практическая деятельность, направленная на получение определённого, заранее задуманного реального продукта, соответстующего его функциональному назначению. Для того чтобы эта практическая деятельность состоялась, необходимо создать соответствующие условия для её развития. В нашем детском саду в каждой возрастной группе  организованы центры конструированя и моделирования, оснащенные разными видами конструкторов, различными строительными материалами, играми и игрушками.

Виды конструкторов:

• Кубики. Это самый первый конструктор для ребенка. Кубики бывают как мягкие, так и пластмассовые и деревянные. С их помощью малыш сможет сооружать первые постройки в виде башен.

• Строительный набор – это разновидность кубиков. Они бывают разного размера, в этот набор входят не только кубики, но и конусы, цилиндры, арки, бруски и другие элементы. Такой набор удобно использовать для строительства как отдельный деталей, так и целого замка. Строительный набор может быть деревянный или пластмассовый, он приятный на ощупь и безопасен для крохи. Ребенок может играть таким конструктором даже до школы.

• Конструкторы типа Лего. Такой набор состоит из различных по цвету и размеру деталей, которые «надеваются» друг на друга с помощью специальных креплений. Каждый родитель может выбрать для своего ребенка конструктор, подходящий для его возраста: для начинающих строителей – крупные детали, для детей постарше – более мелкие.

• Тематические наборы. Это конструкторы, в которых есть блоки, скрепляющиеся между собой и детали, объединенные одной темой. Например: «Ферма», «Пожарная часть», «Загородный дом» и т. д.

• Болтовые конструкторы. Они бывают из различного материала. Этот вид конструктора не прост в сборке, поэтому рекомендуется для детей после четырех-пяти лет. Хотя даже в этом возрасте многое придется показывать родителям – и как завинчивать болтики, и как совмещать детали.

• Магнитные конструкторы – состоят из палочек и шариков намагниченных, которые «прилипают» друг к другу. Предназначен для детей после трех лет, так как имеет мелкие детали. С ним очень интересно играть, развивая фантазию.

• Контурные конструкторы – такие конструкторы состоят из множества трубочек, которые легко сгибаются, принимая различные положения. В состав входят крепежи и палочки, разные по цвету и размеру. С их помощью создаются причудливые модели. Такой конструктор подойдет ребенку от 6 лет.

• Конструктор – трансформер, когда одна модель может превращаться в другую. Это различные фигурки супергероев или животных.

• Суставные – соединительные элементы, словно суставы.

• Мягкие конструкторы – материал их изготовления – изолон, он нетоксичен и приятен к телу малыша. С их помощью можно создавать как плоские игрушки, так и объемные.

• Конструкторы-лабиринты. Набор состоит из деталей, которые соединяются между собой, создавая огромный лабиринт или город. По «дорожкам» скатываются мячики, развивая мышление малыша.

     Таким образом, создание развивающей предметно-пространственной среды является обязательным условием для организации данной деятельности.

Созданная в нашем ДОУ система, обеспечивающая согласованную и целенаправленную деятельность всего коллектива по планированию и организации конструктивно-модельной деятельности, позволила нам выйти на следующие результаты:

ü  создана соответствующая требованиям ФГОС ДО научно-методическая и материально-техническая база по приоритетному направлению деятельности ДОУ, в том числе для конструктивно-модельной деятельности;

ü  качественно организованная система повышения квалификации педагогических работников позволила значительно увеличить заинтересованность педагогов в овладении инновациями и повысить профессиональную компетентность в организации конструктивно-модельной деятельности дошкольников;

ü  воспитанники ДОУ являются участниками, призёрами и победителями конкурсов различного уровня;

ü  педагоги активно транслирует опыт образовательной деятельности на муниципальном, региональном, федеральном уровнях;

ü  высокий уровень развития детей по возрастным показателям в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО;

ü  популяризация конструктивно-модельной деятельности среди семей воспитанников позволила значительно повысить заинтересованность родителей; положительная динамика вовлеченности семей воспитанников в образовательную деятельность, в мероприятия дошкольного учреждения;

ü  высокая степень удовлетворенности родителей воспитанников уровнем предоставляемых образовательных услуг;

 

Список использованной литературы:

Парамонова Л.А. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду»: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.-М.: Издательский центр «Академия», 2002- 192 с.

Ишмакова М.С. «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС»: пособие для педагогов. -ИПЦ «Маска».- 2013.-100 Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 2-7 лет. –М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. -2010.-90 с.