Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 1157 «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»

Опубликовано 15.05.2019

Методическая разработка на тему:

«Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»

СКАЧАТЬ (с фото)

Выполнила: Александрова Наталия Владимировна

                                                                   Воспитатель муниципального дошкольного

                                                                              образовательного учреждения «Детский сад № 96 

                                                                Краснооктябрьского  района Волгограда»

Тема моей работы: Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду. Охрана и укрепление здоровья детей – по-прежнему остаются одной из приоритетных задач дошкольного образования.

В наш модернизированный и автоматизированный век, человек все меньше двигается. Автомобиль, телевизор, компьютер, – все это обуславливает малоподвижный образ жизни. Двигательная активность, различные формы ее целенаправленной организации занимают более чем скромное место в жизни современного ребенка- дошкольника. Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают статистические данные.

Сейчас практически не встретишь абсолютно здорового ребенка. В связи с ухудшающимся уровнем здоровья воспитанников, существует необходимость организации образовательного процесса с акцентом на решение оздоровительных задач физического воспитания, не нарушая при этом образовательной составляющей процесса.

В период дошкольного детства у ребёнка закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития.

Одной из актуальных задач воспитательно-образовательного процесса в ДОУ является совершенствование физического воспитания детей посредством внедрения технологий стимулирования и сохранения здоровья. Двигательная активность в свою очередь является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Движение в любой форме выступает как оздоровительный фактор.

Давным – давно, еще на заре педагогики, Януш Корчак поделился своими наблюдениями: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье…Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и  сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься».

Однако  на сегодняшний день в педагогической практике существует проблема: между необходимостью укрепления и сохранения здоровья ребенка и недостаточной осведомленностью родителей по данным вопросам.

Детский сад и семья – две основные социальные структуры, которые, в основном, и определяют уровень здоровья ребенка. У современных родителей необходимо формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своего ребенка.

Поэтому одной из задач, стоящей перед педагогом, является установление доверительных, но в то же время деловых отношений с родителями воспитанников, в ходе которых корректируется воспитательная - образовательная деятельность педагога, направленная на приобщение родителей к здоровому образу жизни. Современные мамы и папы должны выступать не в качестве пассивных “зрителей” образовательного процесса детей в вопросах сохранения и укрепления здоровья, а в качестве активных соучастников.

Доказано, что система профилактических мероприятий по формированию здоровья подрастающего поколения может быть эффективной только в том случае, если она охватывает все стороны жизнедеятельности ребенка и реализуется последовательно в течение всего периода детства.

Таким образом, назрела необходимость в  разработке и организации новых педагогических здоровьесберегающих технологий, так, чтобы они охватывали всех участников педагогического процесса и способствовали сбережению здоровья ребенка не только в саду, но и в семье. Сформировать у родителей знания о здоровом образе жизни, научить правильно применить их на практике, привить заботу о организме и здоровье в целом -  эти, и другие цели ставит перед собой и наша дошкольная организация – МОУ «Детский сад №96 Краснооктябрьского района Волгограда».

 Воспитательно - образовательный процесс в нашем детском саду ведется по программам нового поколения, которые направлены на развитие у дошкольников умственных, творческих, художественных способностей, и способствуют гармоническому физическому и полноценному психическому развитию детей.

С ранних лет дети должны понимать важность и необходимость заботы  о своем здоровье. Но как привить это еще совсем несмышленой крохе? Как объяснить молодым родителям значимость данных знаний и важность воспитания у детей валеологической культуры? В поиске ответов на данные вопросы я обращаются к здоровьесберегающим технологиям и инновационным методам.

Здоровьесберегающие технологии в детском саду – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры дошкольников. Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.

Пространство группы организовано в виде разграниченных зон, оснащенных различными развивающими материалами (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям.

 Все пространство в группе направлено на сохранение и укрепление здоровья каждого воспитанника, способствует снижению заболеваемости и облегчает адаптацию ребенка к школьным нагрузкам. И является важнейшим условием по формированию физически развитой, социально-активной, творческой личности.

 

Залогом успешного и нормального развития детей является качественное освещение.  Для  профилактики зрения  в группах правильно организованно освещение.

Также в группе имеется бактерицидная лампа, предназначена для обеззараживания воздуха (особенно в случаях высокой степени риска распространения заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем).

В группе оборудован физкультурный уголок или как мы привыкли его называть Уголок здоровья, в котором собрано традиционное физкультурное оборудование: обручи, скакалки, мячи разных размеров, кегли, игры на развитие меткости и нетрадиционное оборудование. Нетрадиционное оборудование – это всегда дополнительный стимул физкультурно-оздоровительной работы. Можно без особых затрат обновить игровой инвентарь если есть желание и немного фантазии. Применение нестандартного оборудования и пособий вносит разнообразие в подвижные игры и физкультурные мероприятия, позволяет шире использовать различные упражнения, варьировать задания, вносить изменения, разнообразить праздники и развлечения.

Так же я стремлюсь привлекать родителей к изготовлению нетрадиционного оборудования.

Безусловно, при организации предметно - развивающей пространственной среды, я учитываю индивидуальные и возрастные особенности развития, создаю ситуацию выбора. Игровое оборудование яркое и привлекательное, периодически сменяется, чтобы поддерживать интерес у детей. Всё это говорит о том, что я стараюсь сделать развивающую среду вариативной.

 Очень часто родители сталкиваются с такой проблемой как плоскостопие ног у своих детей. И врачи рекомендуют носить ортопедическую обувь, правильную, с жестким задником, а так же делать массаж стоп регулярно для профилактики. Детский массажный коврик - это прекрасное средство, которое можно сделать из бросового материала и регулярно заниматься с детьми профилактикой плоскостопия с удовольствием и в радость!

 

МАССАЖНЫЕ КОВРИКИ, ДОРОЖКИ предназначены для босохождения, исправления и предотвращения плоскостопия, закаливания. Применяются для физических упражнений, в ходе просыпательной гимнастики
«следочки» используются для профилактики плоскостопия, для массажа ног

 

«массажные мячики» эффективное средство расслабление мышц. Пупырчатая поверхность мяча воздействует  на нервные окончания, улучшает приток крови и активизирует кровообращение

 

«султанчики для самомассажа» способствуют профилактике плоскостопия, массаж стоп. Улучшают кровообращения в пальцах, кистях рук и предплечий 
Варианты использования: массаж ладоней (вращение ствола карандаша между ладонями), массаж кончиков пальцев, массаж тыльной стороны и внутренней стороны ладони. Массаж стоп

 

«массажные перчатки» помогают оказывать позитивное влияние на рост и развитие детского организма, снимают усталость, улучшают циркуляцию крови, успокаивают  нервную систему дошкольника

 

Самомассаж. Су-Джок- терапия
«Ум ребенка находиться на кончиках его пальцев»

 

«веселый баскетбол» развивает меткость(при бросании  на дальность и в цель), развитие ловкости, глазомер

 

«балансир» совершенствует  равновесие и координацию движений, укрепляет мышцы тазобедренного сустава и голеностопной части ноги, развивает двигательную и эмоциональную активность

 

 

«метель в бутылке», «подуем на чай»  используется для дыхательных упражнений.  Развивает органы дыхания

 

 

«Динамические паузы» проводятся во время непосредственно образовательной деятельности, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой и других в зависимости от вида деятельности

 

 

«бильбоке» предназначено для попадания в цель. Развивает глазомер, внимание, быстроту реакции, ловкость рук и синхронизацию движений, а также  терпение и аккуратность

 

Релаксация – это, прежде всего, расслабление, то есть процесс, обратный нахождению в состоянии стресса.

Самый лучший способ снять любое напряжение (утомление) – физическое, нервное, психическое и убрать фактор раздражения – расслабиться. Независимо от наличия или отсутствия специальных условий, руководствуясь только собственным желанием, перемещаясь в тот или иной сказочный мини - сюжет, задействовав только слуховые анализаторы можно отдохнуть и восстановить свои физические и психические силы. Умение расслаблять мышцы тела, начиная с мышц лица, - одно из направлений восстановительной терапии.

Перед проведением релаксации я поясняю какую позу или исходное положение нужно принять, а в ходе релаксационных упражнений контролирует степень расслабления детей.

 

БОДРЯЩАЯ   ГИМНАСТИКА

Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин

Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ

Утренняя гимнастика проводится ежедневно 8-10 мин. С музыкальным

сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом

формируются ритмические умения и навыки

 

 

ЛЭПБУК - это ФОРМА СОВМЕСТНОЙ ДЕТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ребенка

Актуальностью данной формы является то, что лэпбук- это отличный способ закрепления и повторения полученных знаний.

Лэпбук обычно выглядит как интерактивная книжка на картонной основе, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме

 

В своей работе я использую картотеки : подвижных игр, спортивных игр, картотеки по развитию речи, дидактические игры для прогулок, сюжетно – ролевые игры и т. д. Картотека постоянно обновляться и дополняться.

 

        Анализируя результаты педагогической деятельности, можно сделать вывод о том, что в результате правильно организованной предметно-пространственная развивающая среда и целенаправленной деятельности с использованием нетрадиционных форм и методов по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста в детском саду, дети знают элементарные способы заботы о себе, об окружающих, выражают положительное отношение к жизни в детском саду, умеют передавать свои чувства через эмоции, значительно снизилась заболеваемость.

 

 

 

Методическая разработка на тему: «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»

Выполнила: Александрова Наталия Владимировна

   Воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 96     Краснооктябрьского  района Волгограда»