Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 1140 Проект "Поможем малышам познавать и красиво говорить"

Опубликовано 10.03.2019

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 117» г. Сыктывкар 2017-2018 учебный год.

 

 

 

 ПОЗНАВАТЕЛЬНО — РЕЧЕВОЙ.

 

Проект: «Поможем малышам познавать и красиво говорить!»

СКАЧАТЬ (с таблицами)


 

 

Подготовила: Сметанина Татьяна Анатольевна

             (Воспитатель)

 


 

Сыктывкар 2018 год

 

Введение

    Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное. Именно в этот период нужно приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательные интересы.

Это подвело меня к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей самого раннего возраста. Именно ранний, младший дошкольный возраст наиболее благоприятны для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.

Актуальность обусловлена необходимостью разрешения вопросов направленных на профилактику речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста. В основе проекта обучение и коррекционно-развивающее развитие.  Актуальность проекта состоит в том, что он сочетает в себе средства и способы развития познавательных, творческих и речевых способностей ребенка.

Педагогическая целесообразность использования коллективных игр в обучении и воспитании объясняется тем, что это позволяет на деле повысить темп развития речи в целом, за счет включения ребенка в игровую деятельность.

         

Цель: Создать условия для всестороннего развития личности ребёнка.

Организовать деятельность детей на формирование и развитие творческого воображения, развития любознательности, как основы познавательной активности.

Развивать речь, активизировать и обогащать словарь детей именами прилагательными, обозначающими качества и свойства предметов, используя игры-эксперименты и занятия с включением элементов детского экспериментирования.

Задачи:

- Способствовать обогащению активного словаря детей через познавательно-исследовательскую деятельность.

- Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.

- Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов у детей,  проявления самостоятельности  в их  познавательно-речевом развитии. Пополнить предметно-пространственную развивающую среду группы новыми фотоальбомами, папками – передвижками.

- Организовать выставки.

- Привлекать родителей к совместной с детьми исследовательской, продуктивной деятельности, способствующей

возникновению речевой активности.

- Провести итоговое мероприятие и привлечь родителей к участию конкурса «Огород на окне», «Оригинальный цветник».

 

Методы и формы работы:

  1. Наблюдения и экскурсии по территории детского сада.
  2. Прослушивание аудиозаписи: «Осенняя мелодия», «Мелодия зимы», «Весенние звуки природы».
  3. Прогулки с родителями.
  4. Интегрированные занятия.
  5. Игры – Эксперименты.
  6. Продуктивная деятельность (разучивание и рисование).
  7. Просмотр видеофильмов и участие развивающих видеоиграх.
  8. Консультации для родителей.

Ожидаемые результаты:

 -систематическое и активное участие родителей в различных выставках, конкурсах, тематических неделях ДОУ, жизни группы;

-укрепление и обогащение предметно-развивающей среды группы, групповой веранды;

-обогащение игротеки  игр по развитию речи;

-повышение уровня педагогической компетентности родителей;

-улучшение артикуляционной моторики детей;

-позитивное взаимодействие детей в коллективе;

-целостное воздействие на речевую систему;

-речевое раскрепощение ребенка, не смотря на имеющиеся у него речевые возможности.

- Создать предметно-пространственная развивающая среда группы новыми фотоальбомами, папками – передвижками, организованы выставки «Домашние животные», «Дикие животные», «Посуда», «Мебель», «Транспорт», «Птицы», «Золотая осень!», «Волшебница Зима!», «Весна – красна!», «Любимая мамочка!», «Мой папа – солдат!», «Путешествие страну здоровья!»

- Участие детей и родителей конкурсах «Огород на окне», «Оригинальный цветник».

Информационная характеристика проекта:

Участники проекта: Дети (2-3года), родители и воспитатели 1 младшей  группы № 9. МАДОУ «Детский сад № 117» г. Сыктывкар.

Продолжительность: долгосрочный (сентябрь — май).

Новизна проекта и практическое значение:

- Акцент на своеобразие начального периода подготовки  работе с детьми младшего дошкольного возраста;

- Активизации речевого развития, особенно на начальном этапе, используются различные виды деятельности: игры на развитие речевого дыхания; артикуляционной моторики, фонематического восприятия, правильного звукопроизношения, координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения;

 - Использование игры – эксперименты;

- Интегративность, в соответствии, с которой целенаправленная работа по развитию речи включается в целостный педагогический процесс.

-  Включение родителей в единое образовательное пространство.

Обеспечение проекта:

  1. Книги, энциклопедии для малышей.
  2. Художественные произведения, сказки, потешки, загадки.
  3. Открытки, иллюстрации, картины, фотографии живой, не живой природы.  
  4. Тематические альбомы, фотоальбомы, журналы, плакаты.
  5. Видеофильмы, видеоигры, аудиозаписи.
  6. Природный и бросовый материал.
  7. Игрушки, овощи, ягоды, фрукты.
  8. Атрибуты для игр и экспериментов.

Этапы реализации проекта:

Срок (дата)

Действия детей

Действия педагогов

Действия родителей

I этап Организационный

сентябрь

 

1. Постановка цели и задач.

2. Подбор методической и художественной литературы по теме.

3.Подбор материала для продуктивной деятельности.

4. Анкетирование родителей. «Развитие речи детей», «Экологическое воспитание детей»

 

Познакомить родителей с темой проекта и его целями и задачами.

 

 

 

 

 

 

 

Заполнение анкет.

II этап - Основной

 

«Оформление веранды»

сентябрь

Начало адаптации детей. Слушание и повторение потешек, детских песенок.

 

Организовать родителей и частично подготовить материал. Создать положительную, радостную атмосферу для детей.

Оформить прогулочную веранду и отделить на игровые зоны. Принести картины, фотографии для тематического альбома «Домашние животные».

 

«Золотая осень»

октябрь

Слушание аудиозаписи «Осенняя мелодия».

Дидактическая игра с картинками «Овощи и фрукты». Сюжетно – ролевые игры «Ворота отворяй, едет с поля урожай!» Рисование, аппликация «Березка»

Создать и организовать условия для наблюдений, игр в группе и на территории детского  сада.

Организовать выставку «Золотая осень!»

Организовать с- р игры.

Подготовить и провести с детьми продуктивную, творческую нетрадиционную деятельность.

Консультация для родителей « Как приобщить ребенка к природе». Выпустить картотеку «Дыхательная гимнастика».

Участие в конкурсе поделок.

Участвовать подготовке материалов для выставки «Золотая осень!». Целенаправленные прогулки с детьми на выходные дни.

Рассматривание работы детей и беседа с детьми.

Принести материал для альбома «Дикие животные».

 

«Любимая мамочка!»

ноябрь

Рассматривание и рассказ по фотографиям. 

Игры с разрезными картинками.

Дидактическая игра «Бусы для мамы». С-р игра «Я пеку» (Из песка)

Читать стихи о мамах.

Приготовление дидактической игры.

Отгадывание  загадок. Создание условий для с-р игры.

Принести фотографии для папки-передвижки «Любимая мамочка!». Помочь приготовлении картотеки игр по развитию речи. Принести картины «Посуда».

 

«Волшебница Зима!»

декабрь-январь

Рассматривание иллюстраций в книгах, журналах. Слушание аудиозаписи «Мелодия Зимы», Читать стишки, петь песни про Новый год.

Музыкально развлечение «Здравствуй Дедушка Мороз!». Коллективно слепить снеговика. Зимнее развлечение на групповой площадке детского сада. Кормить птиц крошками, чистить кормушки.

 

Организовать работу и участие родителей в конкурсах. Подготовка детей к новогодним развлечениям. Загадывать загадки о зиме. Провести беседу-консультацию с родителями «Формирование коррекционной работы в с емье». Провести занятие «Кормушка»

Повторять стихи, песни к новому году. Подготовить для детей карнавальные костюмы.  Участие оформлении группы и конкурсе ДОУ «Новогодняя сказка!», «Елочная игрушка», «Зимние постройки» . По выбору построить кормушку для птиц.

 

«Мой папа-солдат!»

февраль

Рассматривание иллюстраций в книгах.

Просмотр видеозаписи «Защитники Отечества!».

Слушание аудиозаписи «Много у Ванюши книжек и игрушек». Выполнять движения под песню «Бравые солдаты»

Спортивное развлечение «Ловкие! Смелые! Умелые!»

Читаем стих А. Барто «Самолет».

Под. Игра «Самолеты»

Сделать подарки для пап: «Галстук», «Праздничный флажок»

Подготовить и показать видеозапись., аудиозапись. Провести спортивное развлечение.

Читать стих А. Барто «Самолет»

Организовать и провести подвижную игру «Самолеты».

Провести занятие лепка, рисование.

 

Принести фотографии пап солдатской, военной форме для фотовыставки.

 

Рассматривание фотовыставки. Игра «Найди папу…» Принести картины «Транспорт» для альбома.

 

 

 

март

Рассматривание и игра по картинкам «Мама и детеныши». Проводить игры — эксперименты со снегом. (Тает в тепле и какая вода…» Игра — лото «Птицы». Читают стихи, поют песни про мам и бабушек, играют музыкальные игры и на деревянных ложках.

«Мамочка! Бабулечка!»

. Информация для родителей «Для чего нужны пальчиковые игры». Проводим пальчиковые игры.

Проводим занятие «Игрушки». Организовать и провести музыкальное развлечение «Мама кошка с котятами»

Подготовить и принести  на выбор совместную работу для оформления панно «Первоцветы», «Весна Красна!».  Рассматривать работы других семьей и проводить с детьми беседы по данной теме. Сделать маски котят для каждого ребенка, для развлечения. Принести картины, иллюстрации «Мебель» для альбома и дидактических игр.

апрель

Игра-эксперимент «Северные витаминки клюква, брусника». Игра-конструирование «Больница для зверят».

Рассматривание альбома «Виды спорта». Дыхательная гимнастика «Плывет кораблик!». Закаливающий массаж подошв «По ровненькой дорожке».

Игры с шариком су-джок «Массаж для рук». Сюжетно- ролевая игра «Семья».

 Слушать аудиозаписи «Весенние мелодии»...

Рассказы детей по своим фотографиям, чем занимаются.

«Неделя здоровья»

Провести игру-беседу «Путешествие страну здоровья!». Чтение К. Чуковский «Айболит». Дидактическое упражнение «Алгоритм мытья рук». Чтение сказки С. Могилевская «Про Машу и зубную щетку». Игра-развлечение «Мыльные пузыри». Занятие рисование «Дерево здоровья».

Занятие «Научим Таню заботиться о своем здоровье».

.

Приготовить массажные коврики для ходьбы «Дорожка здоровья». Беседа с детьми на тему «Для чего нужен носовой платок». Совместно приготовить мини-книжку «Художественное слово о здоровье».

Принести луковицы для посадки лука. Фотографии для фотоотчета «Путешествие страну Здоровья!» Принести ладошки нарисованные детей полезными витаминными продуктами для коллективной работы «Дерево здоровья».

 

III этап – заключительный

май

Рассказы детей, что они посадили(овощи или цветы), с кем и как оформляли горшки, как ухаживали и дальше ухаживать за огородом. Наблюдать, любоваться, беречь.

Организовать участие родителей с детьми в конкурсах. Создать условия для огорода и цветника в группе.

По жребию выбрать цветок или овощь. Посадить дома и принести рассаду для конкурса «огород на окне» и «Оригинальный цветник»

               

 

Оценка результатов и отчетность: В процессе реализации проекта:

—Большое внимание уделяется организации предметно-развивающей среды. Создаются условия для проведения  игр.

—В группе оформляется пространственная среда таким образом, чтобы обеспечить простор для всех видов деятельности детей. Разнообразие, наличие всевозможного игрового и дидактического материала для сенсорного развития, мелкой моторики, воображения, активной речи.

—Расположение игрового и дидактического материала в поле зрения ребенка.

—В играх с дидактическим материалом у детей закрепляются знания о величине, форме, цвете предметов, развиваются память, внимание, тактильные ощущения, мелкая моторика рук. Познавательная речевая активность детей развивается на непосредственной образовательной деятельности инсценировки с помощью игрушек; рассматривание картинок; знакомство с произведениями художественной литературы.

—В условиях современности, главной задачей образования является подготовка к школьному обучению. Данный проект помогает эффективно решать эту задачу, начиная с детьми раннего возраста.

В результате работы интенсивно развиваются смысловая сторона речи, функция сравнения и обобщения, грамматический строй, артикуляция, речевое дыхание.

В процессе реализации проекта значительно обогатилась картотека речевых игр в группах, были разработаны консультации, памятки и буклеты для педагогов и родителей.

По результатам первого года работы над проектом выявились следующие

проблемы:

Незначительная динамика по таким пунктам, как словарь действий и определений, грамматический строй речи. То есть для детей составляют трудности образования слов с уменьшительно-ласкательной формой, образование существительных в родительном падеже.

 

 Итоги проекта:

Благодаря проделанной работе по развитию речи детей, по обогащению предметно-пространственной среды, по обогащению картотек речевых игр и т.п.  речь детей, артикуляционная моторика, общая и мелкая моторика значительно улучшилась; с уверенность можно говорить о качественном составе активного словаря детей; сформировалась потребность детей в речевом общении со сверстниками и взрослыми.

В работе с родителями также видны свои результаты: заметно повысился интерес со стороны родителей к проблемам воспитания и развития детей, повысилась их педагогическая компетентность. Родители стали проявлять собственную инициативу при организации совместных мероприятий с детьми.

Подводя итог хочу сказать, что поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких  почемучек и направляя их активную двигательную деятельность, мы развиваем детские  способности . Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.

 

Дальнейшие перспективы реализации проекта:

Итак, организованная работа по данному проекту имеет стабильные результаты, что даёт повод для того, чтобы продолжать начатую работу и в дальнейшем. В перспективе планирую ежегодно привлекать родителей  к совместной с педагогами и детьми деятельности по воспитанию и развитию детей.

Данный проект помог детям преодолеть имеющие нарушения речи, помог им стать более раскрепощёнными, общительными как со сверстниками, так и с взрослыми

 

 

 Список литературы:

  1. www.angelochek.ru
  2. www.festival.1september.ru
  3. www.ourkids.ru
  4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду – М., 1991.
  5. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Развиваем речь малыша: Комплексная методика развития речи детей 2-3 лет. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2011.
  6. Галанова Т.В. « Развивающие игры с малышами до 3х лет», Ярославль, 1996г, 240с.
  7. Гашкова Л.А., Бойцова Т.Ю. Коррекционно-профилактическая работа с детьми 3-4 лет.- //Логопед, №4,2012,с.29.
  8. Жукова Н. С. Учимся, играя. М., 1998.
  9. ЖуковскаяР.И. Игра и её педагогическое значение – М.,1975.

10.Журнал "Дошкольная педагогика"

11.О. Э. Литвинова «Познавательное развитие ребенка раннего дошкольного возраста» - Санкт-Петербург 2016.

12.О. Э. Литвинова «Речевое развитие детей раннего возраста» 1часть.Изд. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.

13.О. Э. Литвинова «Речевое развитие детей раннего возраста» 2часть.Изд. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.

14.О. Э. Литвинова «Речевое развитие детей раннего возраста» 3часть.Изд. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.

15.Н. М. Быкова «Игры и упражнения для развития речи» С-П ДЕТСТВО-ПРЕСС 2010.

16.Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. — Балашов : Николаев, 2005.

17.Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. – М.,1981.

18.Мендерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре – М.,1982.

19.Нищева Н.В. Организация Коррекционно – развивающей работы в младшей группе детского сада. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004.

20.Новосёлова С.Л. «Дидактические игры с малышами до 3х лет».

21.Особый младенец: методические материалы к открытию служб ранней помощи детям с отклонениями в развитии в ДОУ: составители И. Б. Козина, О.М.Салакина. – Йошкар-Ола: МО РМЭ, ГОУ РМЭ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции, подготовки семей для принятия детей и их профессионального сопровождения «Детство», 2008.

22.Программа А.Г. Григорьевой «Кроха».

23.Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. Васильевой В. А. – М.: Просвещение, 2011.

24.Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979.

25.Соловьёва Е. Адаптация ребёнка к условиям детского сада».//Дошкольное воспитание, №8 1993,с.21.

26.Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. – М.,1982.

27.ШвайкоГ.С. Игры и игровые упражнения для развития речи – М.,1988..

28.Эльконин Д. Психология игры. – М.: Владос, 1999 г. - 360 с. (Серия "Сам себе психолог")

29.Винникова Г. И. «Занятия с детьми 2-3 лет»

30.Колдина Д. Н. «Игровые занятия с детьми 2-3 лет»

31.Л. Н. Павлова «Знакомим малыша с окружающим миром»