Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 1205 Конспект занятия познавательного цикла в подготовительной к школе группе по ОБЖ Тема: «Как важна профессия - пожарного»

Опубликовано 16.03.2021

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение Центр Развития Ребёнка детский сад №21 «Малышок»

 


 

 

Конспект занятия

познавательного цикла

в подготовительной к школе группе

по  ОБЖ

Тема: «Как важна профессия - пожарного»

 

 

 

                                                                                                         Составила воспитатель:

Кузнецова Марина Егоровна

 

 

2021 г.

Тема: «Как важна профессия - пожарного»

Цель: Познакомить детей с работой пожарных во времена правления Петра 1, разобрать ситуации возникновения пожара, углубить и систематизировать знания о причинах пожара; закрепить знания детей с номером пожарной службы  «101», по которому необходимо звонить в случае пожара, научить вызывать пожарных по телефону, вести диалог, правильно описывать ситуацию, называть домашний адрес;   развивать знания  профессии  «пожарный», научить, как предотвратить возникновение пожара в жилище, воспитывать чувство опасности перед игрой с огнём и огнеопасными предметами.

Предварительная работа: Беседы с детьми, заучивание пословиц и поговорок, изготовление рисунков на тему: причины возникновения пожаров.

Материал: Художественное слово; предварительно нарисованные рисунки; красный воздушный шар (мяч)

 

Ход занятия:

1ч.

В: - Ребята, сегодня мне бы хотелось затронуть очень интересную и очень опасную тему для разговора. А какую вы сами сейчас узнаете, отгадав загадки:

Могу я кротким быть порой,

Ваш дом согрею я зимой,

Но коль со мной играть возьмутся –

Могу пожаром обернуться.

(огонь)

 

+++

Рыжий зверь в печи сидит,

Он от злобы ест дрова,

Целый час, а может два,

Ты его рукой не тронь,

Искусает всю ладонь.

(огонь)

 

+++

С языком, а не лает,

Без зубов, а кусает.

Шипит и злится,

А воды боится!

(огонь)

 

 

 

+++

Он поглощает всё вокруг

Когда бушует озверев,

А дома он – хороший друг,

Даёт и свет, и обогрев.

(огонь)    

Д: … (отвечают)                                              

В: - Правильно, ребята, всё это огонь!  Вы знаете, что давным  - давно, человек добыл огонь. Шли годы, тысячи лет, и люди постепенно научились использовать силу огня, чтобы обогреваться, затем готовить пищу, потом работать машины. Огонь верно служит человеку, и сегодня без огня не обойтись. Но когда забывают об осторожном обращении с огнём, он становится не только полезным, но и смертельно опасным.  Огонь выходя из повиновения не щадит никого и не чего. Так люди узнали и разрушительную силу огня: в пламени погибали люди, сгорали животные, посевы, скот, леса, целые деревни и даже города. Огонь из доброго слуги человека может превращаться в сурового судью беспечности людей. Поэтому необходимо, чтобы каждый человек был внимательным в обращении с огнём, соблюдал осторожность возле электроприборов, электронагревательных приборов, каминов, печей, газа. Пожар не случайность, а результат неправильного поведения.

 

2ч.

В: - Ребята, помните, мы с вами рисовали рисунки про огонь, пожары. И сегодня я принесла ваши работы на занятие. Мне и вашим друзьям хотелось бы услышать о том, что вы изобразили на своих рисунках. Ну, кто первый подойдёт и расскажет о своём рисунке?

Рассказы детей о своих рисунках

В: - Замечательно у вас ребята  получилось, вы всё правильно нарисовали и рассказали.

- Так значит, от чего случается пожар?

 - Какие беды приносят пожары?

- О чём нужно знать, помнить, чтобы не допустить пожара?

- Как называется профессия, люди которой помогают потушить пожар?

- Как можно вызвать пожарную команду по телефону?

Д: …(отвечают)

В: - Опасны шалости со спичками, свечами, зажигалками, газом, фейерверками.  Несчастье может случиться и с новогодней ёлкой, если вместо гирлянды  использовать свечи, или бенгальские огни, фейерверки в помещениях.

В:

- А теперь давайте поговорим о профессии пожарного. Как начиналась история возникновения данной  профессии.

История возникновения службы по борьбе с опустошительными пожарами начинается в Древней Руси. Наша страна всегда была богата лесами, поэтому дома люди строили из дерева. Даже небольшое возгорание в одном доме моментально перекидывалось на соседние постройки. Уничтожались целые города и деревни, так как мер по их тушению не предпринималось.

Первые упоминания о мероприятиях, останавливающих распространение и появление возгораний, находят в сборнике законов «Русская Правда» XII века. Неофициальные подразделения пожарной охраны появились в период княжения Ивана III. Русский правитель набирал борцов с огнем из состава войска, но эти меры не спасли даже столицу.

Глобальные преобразования пожарной службы стал проводить первый царь Руси Иван Грозный. В середине XVI века был издан указ, обязывающий всех людей вешать на крыши своих домов чаны с водой. Пожарными стали стрельцы. Эти воины отличались хорошей дисциплиной и организованностью.

По всему городу находилось несколько слобод (мест проживания), что позволяло быстро отправлять на устранение возгорания ближний отряд стрельцов. Воины-пожарные были вооружены топорами и бердышами (длинными топорами в форме полумесяца), позволявшими пробираться через завалы. Стоит отметить, что наша страна стала первой в мире использовать для борьбы с огнем военные подразделения. 

И вот на престол России взошел молодой царь, а в будущем первый император нашей страны, Петр I. Свой любимый город Петербург он приказал полностью построить из камня, размещать постройки на безопасном расстоянии друг от друга – 25м. Были установлены противопожарные требования к печам. Печи должны были отделены от стен 2-мя рядами кирпичей. Был издан целый ряд указов, инструкций по обеспечению пожарной безопасности на судах, в торговых рядах, в жилых зданиях. Назначались пожарные офицеры в войсках и выделялись для тушения пожаров специальные подразделения, они оснащались пожарными инструментами, у них были и пожарные трубы. Пожарных специально обучали действию с пожарными инструментами. Тогда же были созданы первые правила по пожарной безопасности и организации пожаротушения.

У пожарных был главный генерал полицмейстер, который докладывал царю о проделанной работе пожарных.

Мудрость выдающегося государственного деятеля заключалась в том, чтобы своими указами предупреждать пожары.

Пожарное дело в России развивалось, государственной волей было решено, что пожарные команды будут состоять из солдат разных подразделений, а руководил ими воинский начальник. Известно, что сам Пётр 1 лично принимал участие в борьбе с огнём, причём «его царское величество прибывает обычно на пожары первым»

Поначалу охрана новой столицы целиком была возложена на ее жителей. В 1710 году случился ужасный пожар, уничтоживший полностью за ночь Большой Гостиный двор. Петр I велел построить по всему Петербургу водонапорные и наблюдательные вышки, а для быстрого обнаружения возгорания был создан отряд барабанщиков, бивших тревогу в случае опасности.

После была учреждена официальная пожарная охрана. Ее сотрудники были вооружены трубами для подачи воды, топорами, касками, щитами, лестницами и крюками. А во второй половине XVIII века был учрежден пожарный обоз – прародитель современных пожарных машин.

 

 

3ч.

В: - А давайте сейчас поиграем в игру. Игра называется «Если возник пожар»

Встать в круг, в руках ведущего (воспитателя) воздушный шар (мяч) играющий должен быстро сказать последнее слово стихотворной строки и передать шар другому,  если участник игры не знает ответа, он выбывает из игры и идёт садиться  на стульчик, а шар передаётся другому, рядом стоящему игроку.

Ведущий:                                Этот шар в руках недаром.

Раньше, если был пожар,

Ввысь взмывал сигнальный шар

Звал пожарных в бой с пожаром.

Где с огнём беспечны люди,

Там взовьётся в небо шар,

Там всегда грозить нам будет

Злой …

Ребёнок:              Пожар (передаёт шар)

Ведущий:             раз, два, три, четыре –

                                У кого пожар в …?

Ребёнок:               В квартире (передаёт шар)

Ведущий:              Дым столбом поднялся вдруг.

                                 Кто не выключил …?

Ребёнок:                Утюг (передаёт шар)

Ведущий:              Красный отблеск побежал.

                                 Кто со спичками  …?

Ребёнок:               Играл (передаёт шар)

Ведущий:              Стол и шкаф сгорели разом.

                                 Кто сушил бельё над …?

Ребёнок:                Газом (передаёт шар)

Ведущий:               Пламя прыгнуло в траву.

                                  Кто у дома жёг … ?

Ребёнок:                 Листву (передаёт шар)

Ведущий:               Кто бросал в огонь при этом

                                  Незнакомые …?

Ребёнок:                  Предметы (передаёт шар)

Ведущий:                 Помни каждый гражданин этот номер …

Ребёнок:                 01 (передаёт шар)

Ведущий:                Дым увидел – не зевай и пожарных …

Ребёнок:                 Вызывай ( передаёт шар)

 

В: - Ребята, а кто из вас знает поговорки и пословицы об огне, пожаре?

Дети рассказывают :

- От искры сыр-бор загорается.

 - От искры Москва загорелась.

 - Не подкладывай к огню соломы, не поджигай, так и не сгорит.

- Не шути с огнём, обожжёшься.

- Огонь не вода – охватит  не выплывешь.

- Огонь не вода – пожитки не всплывут.

 

4ч.

В: - Ребята, а я тоже приготовила для вас стихотворение, которое называется «Пожар»:

Пожар

«101» звони по телефону

И о пожаре сообщи

Ближайшему району.

Пусть помнит каждый гражданин

Пожарный номер: сто один!

+++

Мать на рынок уходила,

Дочке Лене говорила:

«Печку, Леночка, не тронь.

Жжётся, Леночка, огонь!»

 

Только мать сошла с крылечка,

Лена села перед печкой.

В щелку красную глядит.

А в печи огонь гудит.

Приоткрыла дверцу Лена-

Соскочил огонь с полена.

Перед печкой выжег пол,

Влез по скатерти на стол,

Побежал по стульям с треском,

Вверх полез по занавескам

Стены дымом заволок,

Лижет пол и потолок.

 

Но пожарные узнали,

Где горит, в каком квартале.

Командир сигнал даёт,

И сейчас же – в миг единый –

Вырываются машины

Из распахнутых ворот.

 

Вдаль несутся с гулким звоном.

Им в пути помех нет.

И сменяется зелёным перед ними красный свет.

 

В пять минут автомобили

До пожара докатили,

Стали строем у ворот,

Подключили шланг упругий,

И, раздувшись от натуги,

Он забил как пулемёт.

 

Заклубился дым угарный.

Гарью комната полна.

На руках Кузьма-пожарный

Вынес Лену из окна.

 

Он, Кузьма-пожарный старый,

Двадцать лет тушил пожары,

Сорок душ от смерти спас,

Бился с пламенем не раз.

 

Ничего он не боится.

Надевает рукавицы,

Смело лезет по стене,

Каска светится в огне.

 

Вдруг на крыше, из - под балки

Чей - то раздался жалкий,

И огню наперерез

На чердак Кузьма полез.

 

Сунул голову в окошко,

Поглядел … «Да это кошка!

Пропадёшь ты здесь в огне.

Полезай в карман ко мне!»

Широко бушует пламя …

Разметавшись языками,

Лижет ближние дома.

Отбивается Кузьма.

 

Ищет в пламени дорогу,

Кличет младших на подмогу.

И спешит к нему на зов

Трое рослых молодцов.

 

Топорами балки рушат,

Из брандспойтов пламя тушат

Чёрным облаком густым

Под ногами вьётся дым.

 

Пламя ёжится и злится.

Убегает как лисица.

А струя издалека

Гонит зверя с чердака.

 

Вот уж брёвна почернели …

Злой огонь шипит из щели:

«Пощади меня, Кузьма,

Я не буду жечь дома!»

 

«Замолчи, огонь коварный!-

Говорит ему пожарный-

Покажу тебе Кузьму!

Посажу тебя в тюрьму!

Оставайся только в печке,

В старой лампе и на свечке!»

 

На скамейке у ворот

Лена горько слёзы льёт.

 

На панели перед домом-

Стол, и стулья, и кровать …

Отправляются к знакомым

Лена с мамой ночевать.

Плачет девочка навзрыд.

А Кузьма ей говорит:

«Не зальёшь огня слезами,

Мы водой потушим пламя.

Будешь жить да поживать,

Вот тебе на память кошка.

Посуши её немножко!»

 

+++

Дело сделано. Отбой.

И опять по мостовой

Понеслись автомобили,

Затрубили, зазвонили.

Мчится лестница, насос.

Вьётся пыль из-под колёс.

 

Вот Кузьма в помятой каске,

Голова его в повязке.

Лоб в крови, подбитый глаз-

Да ему не в первый раз.

Поработал он недаром –

Славно справился с пожаром.

С. Маршак

 

В: - О чём рассказал нам поэт в этом стихотворении?

- Отчего возник пожар?

- Кто пришёл девочке на помощь?

- Как правильно называются люди, которые тушат пожар?

- Кого ещё спас пожарный Кузьма?

Д: … (отвечают)

 

5ч.

В:  Если вы остались дома одни, то при появлении дыма, огня – необходимо или звонить по телефону – «101» - в пожарную команду, дождаться ответа и сообщить свой адрес, или обратиться к соседям по лестничной площадке. Если есть возможность выйти на балкон или к окну и попросить помощи у окружающих. Нельзя прятаться под кровать, убегать в другую комнату – лучше убежать из квартиры, а если будет густой дым, то лучше намочить любую тряпку водой, приложить к лицу и дышать через неё.

 

- Так от чего происходят пожары?

- Можно ли оставлять включенным телевизор (электроплиту, утюг) без присмотра?

- Почему детям не разрешается включать газовую плиту?

- Почему детям категорически запрещается играть со спичками, зажигалками?

- Как называются люди, которые борются с огнём?

- Можно ли обойтись без огня?

- Опасен ли огонь?

Д: … (отвечают)