Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение Центр Развития Ребёнка детский сад №21 «Малышок»
Конспект занятия
познавательного цикла
в подготовительной к школе группе
по ОБЖ
Тема: «Как важна профессия - пожарного»
Составила воспитатель:
Кузнецова Марина Егоровна
2021 г.
Тема: «Как важна профессия - пожарного»
Цель: Познакомить детей с работой пожарных во времена правления Петра 1, разобрать ситуации возникновения пожара, углубить и систематизировать знания о причинах пожара; закрепить знания детей с номером пожарной службы «101», по которому необходимо звонить в случае пожара, научить вызывать пожарных по телефону, вести диалог, правильно описывать ситуацию, называть домашний адрес; развивать знания профессии «пожарный», научить, как предотвратить возникновение пожара в жилище, воспитывать чувство опасности перед игрой с огнём и огнеопасными предметами.
Предварительная работа: Беседы с детьми, заучивание пословиц и поговорок, изготовление рисунков на тему: причины возникновения пожаров.
Материал: Художественное слово; предварительно нарисованные рисунки; красный воздушный шар (мяч)
Ход занятия:
1ч.
В: - Ребята, сегодня мне бы хотелось затронуть очень интересную и очень опасную тему для разговора. А какую вы сами сейчас узнаете, отгадав загадки:
Могу я кротким быть порой,
Ваш дом согрею я зимой,
Но коль со мной играть возьмутся –
Могу пожаром обернуться.
(огонь)
+++
Рыжий зверь в печи сидит,
Он от злобы ест дрова,
Целый час, а может два,
Ты его рукой не тронь,
Искусает всю ладонь.
(огонь)
+++
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусает.
Шипит и злится,
А воды боится!
(огонь)
+++
Он поглощает всё вокруг
Когда бушует озверев,
А дома он – хороший друг,
Даёт и свет, и обогрев.
(огонь)
Д: … (отвечают)
В: - Правильно, ребята, всё это огонь! Вы знаете, что давным - давно, человек добыл огонь. Шли годы, тысячи лет, и люди постепенно научились использовать силу огня, чтобы обогреваться, затем готовить пищу, потом работать машины. Огонь верно служит человеку, и сегодня без огня не обойтись. Но когда забывают об осторожном обращении с огнём, он становится не только полезным, но и смертельно опасным. Огонь выходя из повиновения не щадит никого и не чего. Так люди узнали и разрушительную силу огня: в пламени погибали люди, сгорали животные, посевы, скот, леса, целые деревни и даже города. Огонь из доброго слуги человека может превращаться в сурового судью беспечности людей. Поэтому необходимо, чтобы каждый человек был внимательным в обращении с огнём, соблюдал осторожность возле электроприборов, электронагревательных приборов, каминов, печей, газа. Пожар не случайность, а результат неправильного поведения.
2ч.
В: - Ребята, помните, мы с вами рисовали рисунки про огонь, пожары. И сегодня я принесла ваши работы на занятие. Мне и вашим друзьям хотелось бы услышать о том, что вы изобразили на своих рисунках. Ну, кто первый подойдёт и расскажет о своём рисунке?
Рассказы детей о своих рисунках
В: - Замечательно у вас ребята получилось, вы всё правильно нарисовали и рассказали.
- Так значит, от чего случается пожар?
- Какие беды приносят пожары?
- О чём нужно знать, помнить, чтобы не допустить пожара?
- Как называется профессия, люди которой помогают потушить пожар?
- Как можно вызвать пожарную команду по телефону?
Д: …(отвечают)
В: - Опасны шалости со спичками, свечами, зажигалками, газом, фейерверками. Несчастье может случиться и с новогодней ёлкой, если вместо гирлянды использовать свечи, или бенгальские огни, фейерверки в помещениях.
В:
- А теперь давайте поговорим о профессии пожарного. Как начиналась история возникновения данной профессии.
История возникновения службы по борьбе с опустошительными пожарами начинается в Древней Руси. Наша страна всегда была богата лесами, поэтому дома люди строили из дерева. Даже небольшое возгорание в одном доме моментально перекидывалось на соседние постройки. Уничтожались целые города и деревни, так как мер по их тушению не предпринималось.
Первые упоминания о мероприятиях, останавливающих распространение и появление возгораний, находят в сборнике законов «Русская Правда» XII века. Неофициальные подразделения пожарной охраны появились в период княжения Ивана III. Русский правитель набирал борцов с огнем из состава войска, но эти меры не спасли даже столицу.
Глобальные преобразования пожарной службы стал проводить первый царь Руси Иван Грозный. В середине XVI века был издан указ, обязывающий всех людей вешать на крыши своих домов чаны с водой. Пожарными стали стрельцы. Эти воины отличались хорошей дисциплиной и организованностью.
По всему городу находилось несколько слобод (мест проживания), что позволяло быстро отправлять на устранение возгорания ближний отряд стрельцов. Воины-пожарные были вооружены топорами и бердышами (длинными топорами в форме полумесяца), позволявшими пробираться через завалы. Стоит отметить, что наша страна стала первой в мире использовать для борьбы с огнем военные подразделения.
И вот на престол России взошел молодой царь, а в будущем первый император нашей страны, Петр I. Свой любимый город Петербург он приказал полностью построить из камня, размещать постройки на безопасном расстоянии друг от друга – 25м. Были установлены противопожарные требования к печам. Печи должны были отделены от стен 2-мя рядами кирпичей. Был издан целый ряд указов, инструкций по обеспечению пожарной безопасности на судах, в торговых рядах, в жилых зданиях. Назначались пожарные офицеры в войсках и выделялись для тушения пожаров специальные подразделения, они оснащались пожарными инструментами, у них были и пожарные трубы. Пожарных специально обучали действию с пожарными инструментами. Тогда же были созданы первые правила по пожарной безопасности и организации пожаротушения.
У пожарных был главный генерал полицмейстер, который докладывал царю о проделанной работе пожарных.
Мудрость выдающегося государственного деятеля заключалась в том, чтобы своими указами предупреждать пожары.
Пожарное дело в России развивалось, государственной волей было решено, что пожарные команды будут состоять из солдат разных подразделений, а руководил ими воинский начальник. Известно, что сам Пётр 1 лично принимал участие в борьбе с огнём, причём «его царское величество прибывает обычно на пожары первым»
Поначалу охрана новой столицы целиком была возложена на ее жителей. В 1710 году случился ужасный пожар, уничтоживший полностью за ночь Большой Гостиный двор. Петр I велел построить по всему Петербургу водонапорные и наблюдательные вышки, а для быстрого обнаружения возгорания был создан отряд барабанщиков, бивших тревогу в случае опасности.
После была учреждена официальная пожарная охрана. Ее сотрудники были вооружены трубами для подачи воды, топорами, касками, щитами, лестницами и крюками. А во второй половине XVIII века был учрежден пожарный обоз – прародитель современных пожарных машин.
3ч.
В: - А давайте сейчас поиграем в игру. Игра называется «Если возник пожар»
Встать в круг, в руках ведущего (воспитателя) воздушный шар (мяч) играющий должен быстро сказать последнее слово стихотворной строки и передать шар другому, если участник игры не знает ответа, он выбывает из игры и идёт садиться на стульчик, а шар передаётся другому, рядом стоящему игроку.
Ведущий: Этот шар в руках недаром.
Раньше, если был пожар,
Ввысь взмывал сигнальный шар
Звал пожарных в бой с пожаром.
Где с огнём беспечны люди,
Там взовьётся в небо шар,
Там всегда грозить нам будет
Злой …
Ребёнок: Пожар (передаёт шар)
Ведущий: раз, два, три, четыре –
У кого пожар в …?
Ребёнок: В квартире (передаёт шар)
Ведущий: Дым столбом поднялся вдруг.
Кто не выключил …?
Ребёнок: Утюг (передаёт шар)
Ведущий: Красный отблеск побежал.
Кто со спичками …?
Ребёнок: Играл (передаёт шар)
Ведущий: Стол и шкаф сгорели разом.
Кто сушил бельё над …?
Ребёнок: Газом (передаёт шар)
Ведущий: Пламя прыгнуло в траву.
Кто у дома жёг … ?
Ребёнок: Листву (передаёт шар)
Ведущий: Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые …?
Ребёнок: Предметы (передаёт шар)
Ведущий: Помни каждый гражданин этот номер …
Ребёнок: 01 (передаёт шар)
Ведущий: Дым увидел – не зевай и пожарных …
Ребёнок: Вызывай ( передаёт шар)
В: - Ребята, а кто из вас знает поговорки и пословицы об огне, пожаре?
Дети рассказывают :
- От искры сыр-бор загорается.
- От искры Москва загорелась.
- Не подкладывай к огню соломы, не поджигай, так и не сгорит.
- Не шути с огнём, обожжёшься.
- Огонь не вода – охватит не выплывешь.
- Огонь не вода – пожитки не всплывут.
4ч.
В: - Ребята, а я тоже приготовила для вас стихотворение, которое называется «Пожар»:
Пожар
«101» звони по телефону
И о пожаре сообщи
Ближайшему району.
Пусть помнит каждый гражданин
Пожарный номер: сто один!
+++
Мать на рынок уходила,
Дочке Лене говорила:
«Печку, Леночка, не тронь.
Жжётся, Леночка, огонь!»
Только мать сошла с крылечка,
Лена села перед печкой.
В щелку красную глядит.
А в печи огонь гудит.
Приоткрыла дверцу Лена-
Соскочил огонь с полена.
Перед печкой выжег пол,
Влез по скатерти на стол,
Побежал по стульям с треском,
Вверх полез по занавескам
Стены дымом заволок,
Лижет пол и потолок.
Но пожарные узнали,
Где горит, в каком квартале.
Командир сигнал даёт,
И сейчас же – в миг единый –
Вырываются машины
Из распахнутых ворот.
Вдаль несутся с гулким звоном.
Им в пути помех нет.
И сменяется зелёным перед ними красный свет.
В пять минут автомобили
До пожара докатили,
Стали строем у ворот,
Подключили шланг упругий,
И, раздувшись от натуги,
Он забил как пулемёт.
Заклубился дым угарный.
Гарью комната полна.
На руках Кузьма-пожарный
Вынес Лену из окна.
Он, Кузьма-пожарный старый,
Двадцать лет тушил пожары,
Сорок душ от смерти спас,
Бился с пламенем не раз.
Ничего он не боится.
Надевает рукавицы,
Смело лезет по стене,
Каска светится в огне.
Вдруг на крыше, из - под балки
Чей - то раздался жалкий,
И огню наперерез
На чердак Кузьма полез.
Сунул голову в окошко,
Поглядел … «Да это кошка!
Пропадёшь ты здесь в огне.
Полезай в карман ко мне!»
Широко бушует пламя …
Разметавшись языками,
Лижет ближние дома.
Отбивается Кузьма.
Ищет в пламени дорогу,
Кличет младших на подмогу.
И спешит к нему на зов
Трое рослых молодцов.
Топорами балки рушат,
Из брандспойтов пламя тушат
Чёрным облаком густым
Под ногами вьётся дым.
Пламя ёжится и злится.
Убегает как лисица.
А струя издалека
Гонит зверя с чердака.
Вот уж брёвна почернели …
Злой огонь шипит из щели:
«Пощади меня, Кузьма,
Я не буду жечь дома!»
«Замолчи, огонь коварный!-
Говорит ему пожарный-
Покажу тебе Кузьму!
Посажу тебя в тюрьму!
Оставайся только в печке,
В старой лампе и на свечке!»
На скамейке у ворот
Лена горько слёзы льёт.
На панели перед домом-
Стол, и стулья, и кровать …
Отправляются к знакомым
Лена с мамой ночевать.
Плачет девочка навзрыд.
А Кузьма ей говорит:
«Не зальёшь огня слезами,
Мы водой потушим пламя.
Будешь жить да поживать,
Вот тебе на память кошка.
Посуши её немножко!»
+++
Дело сделано. Отбой.
И опять по мостовой
Понеслись автомобили,
Затрубили, зазвонили.
Мчится лестница, насос.
Вьётся пыль из-под колёс.
Вот Кузьма в помятой каске,
Голова его в повязке.
Лоб в крови, подбитый глаз-
Да ему не в первый раз.
Поработал он недаром –
Славно справился с пожаром.
С. Маршак
В: - О чём рассказал нам поэт в этом стихотворении?
- Отчего возник пожар?
- Кто пришёл девочке на помощь?
- Как правильно называются люди, которые тушат пожар?
- Кого ещё спас пожарный Кузьма?
Д: … (отвечают)
5ч.
В: Если вы остались дома одни, то при появлении дыма, огня – необходимо или звонить по телефону – «101» - в пожарную команду, дождаться ответа и сообщить свой адрес, или обратиться к соседям по лестничной площадке. Если есть возможность выйти на балкон или к окну и попросить помощи у окружающих. Нельзя прятаться под кровать, убегать в другую комнату – лучше убежать из квартиры, а если будет густой дым, то лучше намочить любую тряпку водой, приложить к лицу и дышать через неё.
- Так от чего происходят пожары?
- Можно ли оставлять включенным телевизор (электроплиту, утюг) без присмотра?
- Почему детям не разрешается включать газовую плиту?
- Почему детям категорически запрещается играть со спичками, зажигалками?
- Как называются люди, которые борются с огнём?
- Можно ли обойтись без огня?
- Опасен ли огонь?
Д: … (отвечают)