Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 1199 Консультация для родителей: «Роль слоговой структуры слова в речи ребенка».

Опубликовано 25.03.2020

  Учитель-логопед: Рябчун Елена Владимировна, МБДОУ детский сад «Тополек», г. Волгодонск.

 

Консультация для родителей: «Роль слоговой структуры слова в речи ребенка».

СКАЧАТЬ (полный материал)

 

       В настоящее время в логопедической работе с детьми, страдающих общим недоразвитием речи, зачастую на первое место выдвигается задача коррекции отдельных звуков. Между тем в самом ходе обучения речи постоянно обнаруживается, что овладение произношением слоговой структуры слова представляет для них особенно большую трудность и требует специального внимания учителя-логопеда.

         Если мы слышим в речи ребенка пропуски или наращения звуков и слогов, значит слоговая структура слова нарушена. До 3-х лет-это физиологическая норма,если ребенок 4-5 лет произносит: масолет (самолет, ферваль (февраль, липека (таблетка, можно констатировать стойкое нарушение слоговой структуры слова. Самостоятельно, без коррекционной помощи специалиста это нарушение не пройдет! Множественные нарушения слоговой структуры слова является ключевым моментом, свидетельствующим о наличии у ребенка ОНР. Нарушение слоговой структуры слова у дошкольников одно из самых трудных для коррекции проявлений речевой недостаточности. Без целенаправленного обучения дети с ОНР испытывают выраженные трудности в освоении школьной программы. Преодоление нарушения слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи не должно отодвигаться на задний план, ведь недооценивание значения формирования слоговой структуры слова-это одна из причин возникновения дисграфий и дислексий у школьников.

      Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживается всякий раз, как только ребенок сталкивается с новой звуко-слоговой структурой слова.

Несмотря на первичную сохранность интеллекта, при отсутствии своевременной коррекции ОНР может возникнуть пограничная интеллектуальная недостаточность. Практика логопедической работы показывает, что коррекция слоговой структуры слова одна из приоритетных и наиболее трудных задач в работе с дошкольниками, имеющими системные нарушения речи.

При нарушении слоговой структуры у детей отмечаются типичные нарушения:

  • элизии (сокращения, пропуск слогов) («апельсин-писин);
  • итерации (увеличение числа слогов за счет добавления слогообразуемой гласной) («чемодан-чиманадан);
  • антиципации (уподобление одного слога другому) («автомат-татамат, отдельные перестановки слогов и звуков («малоток-маталок, тамалок»);
  • сокращение стечений согласных звуков («шкаф-каф, бант-бат»);
  • искажения многосложного слогового состава незнакомого слова («магнитофон-мигифон», папоротник-папиик).

       Отдельные проявления слоговой структуры мы можем наблюдать и у детей, без серьезных речевых нарушений. Часто это выражается при произнесении длинных, малознакомых слов и слов со стечением согласных. Большое значение для правильного произнесения слогового состава слова играет степень знакомства с ним - малознакомые слова искажаются чаще, чем слова хорошо известные ребенку. Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении этого слова во фразу или самостоятельную речь.

       Формирование слоговой структуры слова зависит от особенностей развития неречевых процессов, которые являются фундаментом слоговой структуры. Нет прочного фундамента - не построить прочный дом, т. е. не освоить письменную речь и чтение в той степени, которая позволит стать успешным. Для этого важны следующие процессы:

  • - оптико-пространственная ориентация: ориентируемся сначала в своем теле, затем в трехмерном пространстве. Формирование пространственных представлений - одно из важнейших условий жизненных успехов» и  временно-пространственной ориентации понимать: что сначала, что потом;
  • - ритмическая и динамическая организация движений (следовательно, нужно развивать чувство ритма, умение быстро и правильно переключаться с движения на движение);
  • - способность к серийно-последовательной обработке информации. А слоговая структура слова - это именно серийная двигательная программа) присуща ритмическая составляющая, без ритма действие распадается. Одновременно с работой над структурой слова учитель-логопед осуществляет постановку отсутствующих и искаженных звуков. Работа над новым звуком также содержит большие возможности для формирования слоговой структуры слова. Так, при автоматизации звука логопед предлагает детям слоговыеряды в определенной последовательности: односложные, двусложные, трехсложные (са, са-са, са-са-са) и т. д. Когда слоговые ряды включают в себя не только отрабатываемые, но и сохранные звуки, то повторение их прямо способствует формированию умения ребенка переключаться с одного слога на другой, предупреждает ошибки уподобления слогов. При введении отрабатываемого звука в слово необходимо также соблюдать строгую последовательность слоговых трудностей. Так, не следует автоматизировать новый звук в словах, слоговая структура которых еще не отработана.

          Ребенок с ОНР не может самостоятельно овладеть произношением слоговой структуры слова, так же, как он не в состоянии самостоятельно усвоить произношения отдельных звуков. У неговорящего ребенка отсутствуют те огромные речевые возможности, которые в условиях нормального развития могут компенсировать те или иные недочеты в овладении речью. Поэтому необходимо долгий и непроизводительный процесс стихийного формирования произношения слоговой структуры слова заменить целенаправленным и сознательным процессом обучения этому умению.

Проведение учителем-логопедом, специально подобранных игр, на групповых, на подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях создаёт благоприятные условия для формирования слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи. Но немаловажную роль в развитии слоговой структуры слова играют родители детей с ОНР. В связи с этим необходимо родителям с раннего возраста развивать у ребёнка умение слушать, чувствовать и воспроизводить ритм. Это способствует усвоению ритмической структуры слов родного языка и подготавливает к дальнейшему развитию речи. Помочь ребенку в преодолении трудностей могут следующие игры:

1. Формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентации.  

1. Вот какие мы

Ход игры. Дети выстраиваются в два ряда напротив друг друга и  выполняют действия по инструкциям.

Инструкции: «Покажите свой живот, свою спинку. Живот — впереди, спинка - сзади. Где животик? Где спинка?»; «Что у <Лены> впереди, что сзади?»

2. Наводим порядок

Ход игры. Перед детьми в произвольном порядке разложены варежки, перчатки, расставлены тапочки, чешки, сандалии, туфли и т.д.

Дети слушают инструкции и выполняют соответствующие действия.

Инструкции: «Найдите пару»; «Правильно поставьте тапочки (туфли, чешки)» (с учетом лево-правых положений); «Правильно наденьте чешки». И др.

3. Одеваем куклу

Ход игры. Перед детьми — кукла и предметы одежды для нее. Дети слушают инструкции и выполняют соответствующие действия.                                  

Инструкции: «Застегните пуговицы спереди (сзади)»; «Завяжите шарф спереди (сзади)»; «Наденьте шапку, приколите цветок впереди (позади, сбоку)». И др.

4. Зарядка для кукол

Ход игры. Перед детьми - куклы, например: Буратино, Незнайка и др.

Дети выполняют инструкции.

Инструкции: «Подними руку Буратино вверх, отставь ногу Незнайки назад»; «Расскажи, что ты сделал». И др.

4. Ладошки и следы

Вариант  1

Ход игры. У каждого ребенка - парные изображения вырезанных по контуру ладоней или ступней. На бумажной дорожке - отпечатки пар следов и пар ладоней.

Дети слушают инструкцию и выполняют соответствующие действия.

Инструкция: «Правильно приложите ладошки/ступни к рисунку».

Вариант  2

Ход игры. У каждого ребенка - по одному изображению вырезанной по контуру ладошки или ступни. На бумажной дорожке — несколько левых и правых отпечатков ладоней и ступней.

Дети слушают инструкцию и выполняют соответствующие действия.

Инструкция: «Найдите свою пару».

Вариант 3

Ход игры. На ковре в произвольном порядке разложены изображения вырезанных по контуру ладоней и ступней.

Дети слушают инструкцию и выполняют соответствующие действия.

Инструкция: «Найдите пару ладошек/ступней».

Вариант 4

Ход игры. На полу выложена дорожка из «следов». В конце дорожки сидит игрушечный медведь. Задача ребенка добраться до мишки, ступая по дорожке с учетом асимметрии отпечатков следов. По мере усложнения игры предлагаются разные варианты дорожек: прямая, перекрестная, круговая.

Инструкция: «Доберись до мишки по следам».

Вариант 5

Ход игры. На полу выложено несколько дорожек из «следов». В конце каждой дорожки - муляжи фруктов, овощей, ягод.

Дети слушают инструкцию и выполняют соответствующие действия.

Инструкция: «Пройдите по той дорожке, где соберете фрукты (овощи, ягоды)».

5. Обезьянки

Вариант  1. Копирование движений руки.

Ход игры. Логопед поворачивается спиной к детям и выполняет движения рукой: вверх, в сторону, вперед, за спину, за голову, на голову, на плечо, на пояс.

Дети выполняют инструкцию.

Инструкция: «Сделайте как я».

Вариант 2. Копирование движений ноги.

Ход игры. Логопед поворачивается спиной к детям и выполняет движения ногой: вперед, назад, в сторону, сгибание в колене.

Дети выполняют инструкцию.

Инструкция: «Сделайте как я».

Вариант  3.  Копирование движений обеих рук.

Ход игры. Логопед поворачивается спиной к детям и выполняет движения:

а) симметричные - обе руки в стороны, обе руки на пояс, обе руки за голову. И т.д.;

б) несимметричные - одна рука в сторону, другая -на пояс; одна рука на плечо, другая - вперед; одна рука вниз, другая - в сторону; одна рука на плечо, другая - на пояс. И т.д.

Дети выполняют инструкцию.

Инструкция: «Сделайте как я».

Вариант  4.  Копирование движений рук и ног.

Ход игры. Логопед поворачивается спиной к детям и выполняет движения: обе руки на пояс, нога назад; одна рука опущена вниз, другая - на поясе, нога вперед; одна рука на поясе, другая - на плече, нога назад; одна рука на поясе, другая - в сторону, нога согнута в колене. И т.д.

Дети выполняют инструкцию.

Инструкция: «Сделайте как я».

6. Кто где находится

Вариант  1.  Освоение пространственного расположения предметов относительно сторон собственного тела.

Ход игры. Перед детьми - игрушки, например: мишка, кукла и др.

Дети выполняют инструкции. 

Инструкции: «Возьми мишку, посади его впереди себя. Возьми куклу, посади ее позади себя»; «Расскажи,  кто где находится». И т.д.

Вариант  2.  Освоение пространственных отношений между предметами и телом другого субъекта.

Ход игры. Перед детьми - игрушки, например: мишка, кукла и др.

Дети выполняют инструкции.

Инструкции: «Посади мишку впереди <Светы>, куклу - позади <Светы>»; «Расскажи,  кто, где находится».

7. Далеко-близко

Ход игры. Два ребенка становятся напротив друг друга. Логопед расставляет игрушки между ними (далеко и близко).

Дети выполняют инструкцию.

Инструкция: «Скажи, где мишка». (Образец ответа: «Мишка далеко от меня. Мишка близко от <Светы>».)

  1. Коррекционная работа по развитию ориентации в трехмерном пространстве.

1. Расскажите, что видите

                                                   Вариант  1

Ход игры. Впереди и позади детей - игрушки.

Дети выполняют инструкцию.

Инструкция: «Расскажите, какие игрушки вы видите впереди, какие — позади».

Вариант 2

Ход игры. Логопед и дети стоят у окна.

Дети выполняют инструкцию.

Инструкция: «Расскажите, что вы видите впереди, что - позади».

2. Подберите дорожку

Ход игры. Логопед выстраивает на ковре ряд игрушек или предметов (например: собаку и конуру) на разном расстоянии друг от друга. Детям предлагаются полоски разной длины - «дорожки».

Дети выполняют инструкцию, затем объясняют свои действия.

Инструкция: «Подберите дорожку, чтобы собака смогла дойти до своей конуры». (Образец ответа: «Собака далеко от конуры, ей нужна длинная дорожка».)

3. Впереди-позади

Ход игры. Дети выстраиваются в ряд в соответствии с инструкцией логопеда, затем называют всех, кто оказался впереди и позади.

Инструкции: 1) «<Ваня>, встань позади <Светы>»;

2)  «Расскажи, кто впереди (позади) тебя»;

 3) «Расскажи, кто впереди (позади) <Светы>». И др.

4. Живые вагончики

Ход игры. Дети выставляют игрушки в соответствии с инструкцией логопеда, затем называют их пространственные позиции.

Инструкции:

1) «Поставь ежика впереди мишки. Поставь котика позади мишки»;

2)  «Расскажи,  кто впереди мишки,  кто позади мишки». И др.

5. Веселые игрушки

Ход игры. Логопед поочередно выставляет игрушки впереди и позади ребенка. Ребенок выполняет инструкции.

Инструкции: 1) «Назови игрушку»;

2) «Скажи, где она находится - впереди или позади»;

3)  «Закрой глаза, вспомни и назови все игрушки».

6. Угадай игрушку

Ход игры. Перед детьми - ряд игрушек или предметов. Дети выполняют инструкции.

Инструкции: «Угадай игрушку: она находится впереди куклы»; «Эта игрушка находится впереди мяча, но позади мишки». И др.

7. Собери сказку

Ход игры. Перед ребенком - набор игрушек или предметов. Ребенок выполняет инструкции.

Инструкции: «Поставь лошадку близко к домику»; «Поставь елочку далеко от домика»; «Поставь человечка между домиком и елочкой». И др.

8. Строим город

Ход игры. Перед детьми - разноцветные детали конструктора. Дети выполняют инструкции.

Инструкции: «Положи красный кирпичик вниз, а синий — сверху»; «Возьми большой красный кубик, сверху положи синий шарик, рядом с кубиком поставь в ряд три зеленых кирпичика». И др.

9. Построим мостик

Ход игры. Перед детьми - разноцветные кубики и детали конструктора. Дети выполняют инструкции.

Инструкции: «Построй зеленый мостик»; «Продолжи как я»:

а) чередование зеленого и красного кубиков;

б) двух зеленых, одного желтого;

в) двух зеленых, двух желтых;

г) одного кубика и одного кирпичика. И др

1.3. Коррекционная работа по развитию ориентации в двухмерном пространстве

1. Новый год

Ход игры. На фланелеграфе - изображение елочки и медвежонка.

Логопед    прикрепляет    изображения    предметов (звезду, шар, бусы) к фланелеграфу в соответствии с текстом, затем задает вопросы. Дети отвечают на вопросы.

Примерный текст: «Медвежонок наряжает елочку. Звезду повесил высоко. Шар — пониже. Бусы будут висеть совсем низко».

Вопросы логопеда: «Что висит высоко?»; «Что висит низко?»; «Что висит выше бус?»; «Где висит звезда?»; «Где висит шар?»; «Где висят бусы?»

2. Белка на елке

Ход игры. На фланелеграфе - изображение елочки.

Логопед прикрепляет изображения предметов (шишку, белку) к фланелеграфу в соответствии с текстом, затем задает вопросы.

Выслушав ответы детей, логопед меняет расположение картинок и вновь задает вопрос.

Примерный текст: 1) «Шишка высоко висит. Белка низко сидит»;  2) «Белка — прыг-скок по веткам. Теперь белка высоко. Достала шишку».

Вопросы логопеда: 1) «Где висит шишка?»; «Где сидит белка?»;                         2) «Куда забралась белка?»

3. Солнечный зайчик

Ход игры. Игра проводится в солнечный день.

Логопед с помощью зеркала перемещает солнечный зайчик по комнате.

Дети комментируют: «Зайчик высоко, зайчик низко. Зайчик далеко, зайчик близко». И т.д.

4. Коврики

Ход игры. У каждого ребенка - чистый лист бумаги и цветные карандаши.

Дети слушают инструкции и выполняют соответствующие действия.

Инструкции: «Будем рисовать коврики. Нарисуйте синий круг в середине листа. Сверху от круга - красный квадрат. Снизу от круга — зеленый треугольник. В каждом углу коврика нарисуйте по одному маленькому желтому кругу».

5. Выбери дорожки

Ход игры. У каждого ребенка - две полоски («дорожки») разной длины и лист бумаги с изображением предметов, находящихся на разных расстояниях друг от друга.

Дети  выполняют инструкцию,  затем объясняют свои действия.

Инструкция: «Выберите дорожку для зайчика». (Образец ответа: «Этот зайчик далеко от домика, ему нужна длинная дорожка, этот зайчик близко к домику, ему нужна короткая дорожка».)

6. Кот на лесенке

Ход игры. На фланелеграфе - изображение лестницы.

Логопед прикрепляет картинки с изображениями кота, попугая к фланелеграфу в соответствии с текстом, затем задает вопросы. Выслушав ответы детей, логопед меняет расположение картинок и вновь задает вопросы.

Примерный текст: 1) «Кот хочет поймать попугая. Попугай - высоко, кот - низко»; 2) «Кот залез высоко, а попугай уже сидит низко. Не может кот поймать попугая».

Вопросы логопеда: 1) «Где сидит кот?»; «Где сидит попугай?»;          

 2) «Куда забрался кот?»; «Где теперь попугай?»

7. Солнышко

Ход игры. На фланелеграфе - изображение домика и солнышка.

Логопед меняет, расположение предметов в соответствии с текстом.

Примерный текст: «Утром солнышко низко. Днем поднимается высоко. Вечером опускается низко, ложится спать».

Вопросы логопеда: «Где солнышко находится утром?»; «А вечером?»; «Где солнышко находится днем?»

 Примечание. Далее может следовать имитация действий детьми с последующим оречевлением (присели - солнышко низко,- встали - солнышко высоко; присели - солнышко низко).

8. Игрушки для клоуна

Ход игры. У каждого ребенка - лист бумаги с изображением клоуна (Незнайки, Буратино и т.д.) и цветные карандаши.

Дети слушают инструкции и выполняют соответствующие действия.

Инструкции: 1) «Нарисуйте маленький красный мячик (шарик, бублик) позади клоуна. Нарисуйте большой синий мяч впереди клоуна. Назовите все по порядку. Давайте придумаем историю»;  2) «Нарисуйте желтые шарики вверху (над клоуном), дорожку внизу (под клоуном). Давайте придумаем историю».

9. Игрушки для зайчика

Ход игры. У каждого, ребенка - лист бумаги с изображением зайчика (мишки, котика) в нижнем левом углу и цветные карандаши.

Дети слушают инструкции и выполняют соответствующие действия.

Инструкции: «Нарисуйте красный шарик далеко от зайчика. Нарисуйте синий мяч близко к зайчику. Нарисуйте зеленый шар между мячиком и шариком. Назовите все по порядку. Давайте придумаем историю».

10. Продолжи ряд (дорожку)

Вариант  1

Ход игры. У каждого ребенка - набор однотипных картинок (пирамидки, мячи, машинки и др.) . Дети слушают инструкцию и выполняют соответствующие действия.

Инструкция: «Продолжите ряд: мяч, пирамидка, машинка, мяч, пирамидка...».

Примечания: 1. Дети продолжают ряд:

а) по зрительному образцу;

б) по слуховым следам.

 2. Дети изменяют исходный ряд по инструкции: «Измени так, как я покажу (скажу): пирамидка, мяч, машинка...».

Вариант 2

Ход игры. У каждого ребенка - набор геометрических фигурок или лист бумаги и цветные карандаши. Дети слушают инструкции и выполняют соответствующие действия.

Инструкции: 1) «Продолжите дорожку: синий камешек, зеленый камешек, синий, зеленый... (синий, зеленый, красный, синий, зеленый, красный; два синих камешка, один зеленый, два синих, один зеленый...)»;

 2) «Продолжите дорожку: треугольник, круг, треугольник, круг... (два треугольника, один круг...)».

Примечания: 1. Дети продолжают ряд:

а) по зрительному образцу,

б) по слуховым следам.

 2. Дети изменяют исходный ряд по инструкции: «Измени так, как я скажу: зеленый, красный, синий...».

Вариант  3

Ход игры. У каждого ребенка - набор геометрических фигурок разной величины или лист бумаги и цветные карандаши.

Дети слушают инструкции и выполняют соответствующие действия.

Инструкции: 1)  «Продолжите дорожку: маленький круг, большой круг, маленький, большой...»;

2)  «Продолжите дорожку: маленький круг, средний, большой...»;

3)  «Продолжите дорожку: большой круг, средний, маленький...».

Примечание. Дети продолжают ряд:

а) по зрительному образцу, б) по слуховым следам.

2. Развитие моторных функций: пространственной организации и сложных параметров серийных движений и действий (динамических, темпоральных и других характеристик движений)

2.1. Совершенствование статико-динамических и темпо-ритмических параметров общих движений и действий.

1.Движения животных

Вариант  1

Ход игры. Перед ребенком на столе находятся три игрушки, например: медведь, лошадь, заяц. Логопед поочередно берет игрушки и показывает соответствующий определенному персонажу темп и характер передвижения (например, мишка -медленно, вразвалку; заяц - быстро, подскоками; лошадь — в умеренном темпе, плавно). Ребенку нужно воспроизвести заданный темп и характер движений в процессе изображения ходьбы или бега игрушечного животного, а затем ответить на вопросы.

Вопросы логопеда: «Скажи, как двигается мишка? лошадка? зайчик? Кто двигается быстрее? Кто двигается медленнее?». И др.

Вариант 2

Ход игры. Ребенок изображает движение различных животных по инструкции: «Покажи сам».

2.Танец листьев

Ход игры. Логопед берет листья, поднимает руки вверх и показывает «танец листьев» (колебательные движения из стороны в сторону) в заданном темпе. Ребенок определяет темп, затем воспроизводит «танец листьев».

3. Делай как я

Вариант  1.  Воспроизведение серий движений руками.

Ход упражнения. Логопед поворачивается спиной к детям и выполняет серии вначале из двух, затем из трех движений:

1)  руки в стороны, на пояс, в стороны, на пояс...;

     руки за голову, в стороны, за голову, в стороны...;

     руки на пояс, вверх, на пояс, вверх...;

     руки на пояс, на плечи, на пояс, на плечи... И др.;

2) руки на пояс, на плечи, вверх, на пояс, на плечи, вверх...;

    руки вверх, в стороны, вниз, вверх, в стороны, вниз... И др.

Дети выполняют инструкции.

Инструкции: «Делайте как я»; «Продолжайте сами».

Вариант  2.  Воспроизведение серий движений ногами.

Ход упражнения. Логопед поворачивается спиной к детям и выполняет серии вначале из двух, затем из трех движений:

1)  нога вперед, назад, вперед, назад ...;

     нога в сторону, на место, в сторону, на место...;

     нога назад, на место, назад, на место... И др;

2)  нога вперед, назад, на место, вперед, назад, на место..нога в сторону, назад, на место, в сторону, назад, на место... И др.

Дети выполняют инструкции.

Инструкции: «Делайте как я»; «Продолжайте сами».

4.Веселые инструменты

Ход игры. Логопед берет музыкальный инструмент (барабан, бубен, металлофон) и задает ритмический рисунок (выполняет определенное количество ударов в заданном темпе).

 нужно воспроизвести услышанное с помощью хлопков или ударов ладонью по столу, затем ответить на вопросы.

Инструкция: «Слушай внимательно, хлопай так же».

Вопросы логопеда: «Какой инструмент играл? Сколько раз ударил барабан? Как играл барабан?». И др.

5. Передай привет

Ход игры. Дети выстраиваются по кругу друг за другом. Хлопками по плечу передают заданное количество ударов в заданном логопедом темпе (или ритме; и

темпе, и ритме), затем отвечают на вопросы.

Инструкция: «Передай привет правильно».

Вопросы логопеда: «Как хлопали по твоему плечу? Сколько раз хлопнули? Хлопки одинаковые или разные?» И др.

Танцующие снежинки

Ход игры .На фланелеграфе - ряд изображений снежинок. Дети хлопают (топают, постукивают), воспроизводя заданный темп (или количество ударов; и темп, и количество ударов). Логопед разъясняет назначение символов.

Например:

Инструкция: «Смотрите на картинки и хлопайте (топайте, постукивайте) правильно».

2.2. Совершенствование статической и динамической координации движений пальцев рук

Упражнение 1

Выполнение единичного поочередного прикосновения большого пальца к указательному, среднему, безымянному, мизинцу в умеренном, медленном, быстром темпе.

Выполняется правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно.

Упражнение 2

Выполнение нескольких (двух, трех, четырех и т.д.) поочередных прикосновений большого пальца к указательному, среднему, безымянному, мизинцу в умеренном, медленном, быстром темпе.

Выполняется правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно.

Упражнение 3

Чередование разного количества поочередных прикосновений. Например: два прикосновения большого пальца к указательному,   одно   прикосновение   большого   пальца   к среднему, два прикосновения большого пальца к безымянному, одно прикосновение большого пальца к мизинцу.

Выполняется правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно (в разном темпе).

Упражнение 4

Выполнение поочередного прикосновения большим пальцем к другим пальцам за исключением одного запретного (в разном темпе).

Упражнение 5

Выполнение единичного поочередного прикосновения пальцев правой руки к одноименным пальцам левой руки в умеренном, медленном, быстром темпе.

Упражнение 6

Выполнение нескольких (двух, трех, четырех и т.д.) поочередных прикосновений пальцев правой руки к одноименным пальцам левой руки в умеренном, медленном, быстром темпе.

Упражнение 7

Выполнение прикосновений пальцев правой руки к пальцам левой руки с чередованием количества похлопываний (по два, по одному и т.д.) в умеренном, медленном, быстром темпе.

Упражнение 8

«Игра на рояле» - выполнение поочередного прикосновения к столу пальцев правой руки (левой руки) в направлениях слева направо, справа налево, затем двух рук одновременно во встречных направлениях.

Упражнение 9

Выполнение поочередного сгибания в кулак и поочередного разгибания пальцев. Выполняется правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно (в разном темпе).

3. Формирование слоговой структуры слова

(восприятие и проговаривание лексических единиц)

3.1. Развитие возможностей восприятия и воспроизведения

изолированных лексических единиц (гласных звуков, слогов и слов)

Упражнение 1

Вариант 1.

Определение длины звучания языковой единицы, показ символа (короткого или длинного флажка) по следам восприятия гласных звуков, слогов, слов разной длины.

Вариант 2.

Определение силы звучания языковых единиц, показ символа (будильник - громкий звук, снежинка -слабый звук) по следам восприятия гласных звуков, слогов, слов, произнесенных с разной силой.

Упражнение 2

Произнесение гласных звуков (слогов, слов) разной длины, с разной силой в соответствии с предложенным логопедом символом (см. упр. 1).

Упражнение 3

Вариант 1. Подбор слова к символу с опорой на предметные картинки.

Ход упражнения. У каждого ребенка - один символ, обозначающий длину слова (короткий или длинный флажок), и две предметные картинки, одна из которых является иллюстрацией короткого (1) слова, другая - длинного (2), например: еж, бегемот. Дети выполняют инструкцию.

Инструкция:  «Посмотрите на картинки,  назовите слово, подходящее для символа».

Вариант 2. Подбор символа к слову с опорой на предметную картинку.

Ход упражнения. У каждого ребенка - два символа, обозначающих длину слов, и одна предметная картинка, например: самолет. Дети выполняют инструкцию.

Инструкция:  «Назовите картинку,  выберите символ для слова».

Речевой и картинный материал:

1) еж, дом, пух, мех, кот, кит, бык, вол, пол, мак, шар, гном, хлеб, блин, слон, лист, мост, куст, зонт, кекс и т.п.;

2) бегемот, самолет, самокат, попугай, барабан, сарафан, помидор, телефон, магазин, молоток, колобок, носорог, бабочка, лягушка, дельфины, пуговица, гусеница, черепаха, карусели, велосипед и т.п.

Упражнение 4

Подбор слов к символу без опоры на предметные картинки.

Ход упражнения. Логопед показывает один из символов, обозначающий длину слова. Дети выполняют инструкцию.

Инструкция: «Придумайте слова, подходящие для символа».

Упражнение 5

Классификация предметных картинок на основе определения длины названия.

Ход упражнения. У каждого ребенка - два символа, обозначающих длину слов и набор предметных картинок. Дети выполняют инструкцию.

Инструкция: «Назови картинки, положи каждую к нужному символу».

Речевой и картинный материал: см. упражнение 3.

Упражнение 6

Оценка правильности подбора символа к предложенной языковой единице.

Ход упражнения. Каждый ребенок называет гласный звук (слог, слово) различной длины звучания. Логопед в произвольном порядке выбирает символ для произнесенной языковой единицы. Дети выполняют инструкцию, а затем определяют, правильно ли подобран символ.

Инструкция: 1) «Произнесите звук (слог) коротко или длительно»; «Произнесите длинное (короткое) слово;

2) «Определите, подходит ли флажок к этому звуку (слогу, слову)».

Упражнение 7

Оценка соответствия длины языковой единицы и символа.

Ход упражнения. На магнитной доске - предметная картинка (например,  кот) и символ,  обозначающий длину слова (например, длинный флажок). Дети выполняют инструкции.

Примечание. Картинки и символы меняются (неправильный подбор чередуется с правильным). Инструкции повторяются.

Инструкции: «Произнесите название картинки. Это длинное слово или короткое? Правильно подобран флажок? Если нет, выберите нужный».

Речевой и картинный материал: см. упражнение 3.