Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 1166 Проект "Веселый огород"

Опубликовано 31.07.2019

 

 

Экологический проект на тему

«Веселый огород»

СКАЧАТЬ (с картинками)

 

Автор: Канина Оксана Борисовна   

МБ ДОУ «Поломошинский детский сад»

 

2019 год

Описание материала: Предлагаю вашему вниманию экологический проект на тему «Веселый огород» в старшей группе.

Данный материал будет полезен воспитателям.

 

Тип проекта: познавательный.

Вид проекта: групповой, исследовательский, творческий.

Участники проекта: дети старшей группы,

 воспитатель группы, родители.


Социальная значимость проекта: приобщение детей к работе по выращиванию вместе со взрослым зелени на подоконнике в весеннее время, развивать целеустремленность, наблюдательность, воспитание интереса к миру растений.


Целевая группа: дети дошкольного возраста, педагоги дошкольных учреждений, родители.

 

 

Актуальность проекта: Многие родители, имеющие свои огороды (дачи), не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.

 

 

 

Цель проекта: формирование экологической культуры у детей и родителей, создание условий для познавательного развития детей через проектно – исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности.
Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.


  • Задачи проекта:
  • Обогащение и расширение представлений детей о растениях.
  •  Формировать у детей знания о росте и потребности растений;
  • Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами;
  •  Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию;
  • Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.
  • Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;

 

 

Основные этапы и направления реализации цели проекта:


1. Подготовительный этап
                     Деятельность педагога:
• Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).
• Составление плана работы над проектом.
• Сбор материала необходимого для реализации проекта.
• Чтение художественной литературы (потешек, пословиц, поговорок, песен, связанных с огородом и овощами).
• Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
• Изготовление дидактических игр и пособий.
                      Деятельность детей:
• Рассматривание иллюстративного материала, муляжей овощей по теме проекта.
                          Взаимодействие с семьей.
• Сбор необходимого материала для создания огорода.
• Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.


2.  Практическая работа
                           Деятельность педагога:
• Беседа с детьми познавательного характера.
• Организация предметно – развивающей среды по теме.
• Подготовка информации для родительских уголков.
                            Деятельность детей:
• Посадка семян томатов, салата, лука, укропа в землю.
• Уход за растениями - полив, рыхление, прореживание, пикирование томатов.
• Выполнение заданий в самостоятельных наблюдениях.
• Игровая, двигательная деятельность.
• Участие в практической деятельности.
• Лепка овощей из пластилина.
• Отгадывание загадок про овощи и фрукты.
                           Совместная деятельность взрослых и детей:
• Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.
• Различные виды изобразительной деятельности по тематике.
• Просмотр фильмов о растениях.
• Сбор коллекций семян.
• Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах.
• Труд в огороде.


3. Подведение итогов
                                 Деятельность педагога:
• Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).
• Презентация проекта.
• Представление опыта.
                                Деятельность детей:
• Участие в итоговой беседе о проделанной работе.
• Участие в презентации проекта «Веселый огород»
                                Распространение опыта:
• Ознакомление педагогов МБ ДОУ с удачно выполненной работой.
• Оформление альбомов, фотовыставок для родителей.

 

 

 

Мероприятия по реализации проекта
1. Беседы:
• «Что такое огород и что на нём растёт»,
• «Что такое «Огород на окне»,
• «Какие растения можно вырастить на подоконнике»,
• «Семена». 
2. Опытно-экспериментальная деятельность:
• «Строение растений»,
• «Рост и развитие растений»,
• «Вода и росток»,
• «Солнце и росток»,
• «Проращивание семян».
3. Практическая деятельность:
• Отбор и посев семян.
• Полив, уход и наблюдения за овощными культурами.
4. Экологические занятия по темам: 
• «Семена»
• «Первые всходы» 
• «Мир овощей».
5. Игровая деятельность:
• Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Отгадай по вкусу». 
• Настольная игра «Парные картинки», «Овощи».
• Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике.
• Рассматривание различных семян.
• Сюжетно - ролевая игра «Овощной магазин».
6. Художественно - творческая деятельность детей.
• Раскрашивание картинок.
• Рисование «Лук от всех недуг».
• Аппликация «Помидоры в банке».
• Лепка «Овощи большие и маленькие».
7. Речевое развитие.
• Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых».
• Инсценировка – игра «Однажды хозяйка с базара пришла».
• Рассказ детей по теме: «А у нас в огороде».
• Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок об овощах. 
8. Оформление альбома 
«Наш лук от всех недуг».
9. Консультация для родителей 
«Помощь ребенка на огороде».

 

                                              Ресурсное обеспечение.
                   1. Подборка методической и художественной

            литературы и иллюстраций.
                   2. Экологический уголок.
                   3. Методический инструментарий: конспекты

занятий, картотека дидактических игр и т.д.
                  4. Технические средства: ноутбук, магнитофон,

фотоаппарат и т.д.
   Предполагаемое распределение ролей в проектной группе
      Воспитатель: занимается подбором нужного материала,

   организует образовательные ситуации (посадка культур),

    эффективно развивает творческое и познавательное

     мышление детей дошкольного возраста, и привлекает

      родителей воспитанников для пополнения развивающей

        среды группы и знаний дошкольников.
Дети: участвуют в познавательной деятельности, занимаются

 наблюдением за прорастанием огородных культур.
  Родители: приобрели землю, семена, материал для ухода

   за посадками, организовали развивающую среду для

      эффективного размещения в группе.
Риски: Болезнь детей, педагога, отсутствие материальных ресурсов и другие непредвиденные обстоятельства.

 

 

                  Этапы реализации проекта

1) Подготовительный (февраль)
1.Определение цели и задач проекта.
2.Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.
3.Сбор информационного материала о растениях (загадки, поговорки, стихотворения)
4.Разработка комплексно - тематического плана работы
5. Создание условий для организации работы в «огороде на окне»  

2) Основной (февраль, март, апрель)
1. Рассматривание семян (укропа, салата, помидор) посадка семян цветов и овощей (лука, чеснока, горох и тд.) .
2. Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания культурных насаждений:
• подготовка почвы, приобретение семян, посадка, полив, рыхление;
• оформление огорода на окне;
• наблюдение за растениями.
3.Отражение результата через художественно-творческую деятельность.  

3) Заключительный (апрель)
1.Анализ полученных результатов.
2.Составление фотоальбома «Наш Веселый огород!».
3.Презентация проекта «Веселый огород».

Предполагаемые результаты:

 Из семечки, луковицы, зернышка можно вырастить растение. Создав огород на окне, мы вырастим лук, горох, помидоры, огурцы и другие овощные культуры. У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста. Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность.

Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой родного края, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата.
В дальнейшем планируем проводить данный проект в последующих возрастных группах, так как в ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда. Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.

 

Библиографический список:

  1. Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М.: 2005.
  2.  Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», М.: 2006
  3.  Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», М. «Просвещение», 2005.
  4.  Поддубная Л.Б. «Природа вокруг нас», М. «Корифей», 2006.