Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 1138 "Развитие творческих способностей старших дошкольников в нетрадиционной технике рисования на основе традиций народа саха"

Опубликовано 28.02.2019

Максимова Лена Захаровна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения "Нижне Бестяхский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным направлением художественно эстетического развития воспитанников "Солнышко",

Республика Саха (Якутия ), Мегино-Кангаласский улус, поселок Нижний Бестях
Воспитатель

Развитие творческих способностей старших дошкольников в нетрадиционной технике рисования на основе традиций народа саха

 

Основы формирования всесторонне развитой личности будущего гражданина закладываются в дошкольном детстве. Воспитание ребёнка в первые годы жизни во многом предопределяет успех его дальнейшего развития. Особую важность в педагогической науке приобретает эмоционально- личностный фактор во взаимоотношениях педагога и детей, способность педагога к такому взаимодействию, которое порождает творческую активность ребёнка. Эти изменения способствуют тому, что в настоящее время все больше педагогов начинают ставить целью обучения не просто накопление знаний и овладение навыками и умениями, но и решение более важных задач – развитие у детей творческих способностей, сообразительности, наблюдательности. Постановка этих задач наиболее важна в дошкольном возрасте, ведь без творческого подхода нет активного восприятия действительности, нет гармонически развитой личности, основа которой закладывается с детства. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. В процессе творческой деятельности человек выступает как творец культуры и носитель ее ценностей. Одним из актуальных направлений работы дошкольных учреждений является приобщение детей к эстетическим ценностям на основе развития потребностей в разных видах художественной деятельности. Вместе с тем, в практике дошкольного образования педагогу приходится сталкиваться с отсутствием у детей самостоятельности и инициативы, которое часто бывает, связано с неумением творчески подходить к объектам и предметам окружающего мира. С другой стороны, ребёнок в дошкольном возрасте открыт всему новому и оригинальному ему достаточно понимание красоты в мире природы, вещей и мире отношений. Рисование предоставляет ему возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает и переживает, несмотря на нехватку слов. Изобразительная деятельность- своего рода аналог графической речи. Определенном стимулом погружения в эстетическую среду и благоприятным условием для активизации детского творчества являются правильно подобранные предметы окружающего мира. Целью является теоретически и практически обосновать систему занятий по нетрадиционной технике рисования на основе традиций народа саха как средства развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Новизна состоит в разработке комплекса занятий по нетрадиционной технике рисования на основе традиций народа саха для занятий изобразительной деятельности в старшей группе ДОУ. У старших дошкольников уже формируется критическое отношение к результатам своей деятельности. Надо убедить ребёнка стремиться не к точному воспроизведению героя, предмета на бумаге, подчеркнуть в нём важные для юного художника качества через цвет, свет, форму, ритм, художественные средства. Тем самым юный художник воплощает свой замысел, выражает своё собственное эмоциональное отношение к миру. Поэтому и рисунки получаются очень разными. Таким образом, занятия по нетрадиционной технике рисования активизируют сенсорное развитие ребёнка, его моторику, пространственное восприятие, положительно воздействуют на формирование речи, игры, а в целом помогают ребёнку подготовиться к школьному обучению. Анализ содержания детских рисунков дает основание сделать вывод о том, что индивидуальные ориентации ребёнка обусловлены различными педагогическими и психологическими воздействиями, и его личным опытом, ребенок выделяет наиболее значимое для себя и делает это предметом содержания рисунка.

Использование элементов народных традиций якутов позволило обогатить решение воспитательных задач на занятиях по нетрадиционному рисованию. В обрядах и обычаях закреплены способы передачи духовных ценностей с помощью установившихся средств воспитания. Обрядовая педагогика народа саха ориентирована на воспитание целостной личности. Народные традиции- это многовековой, проверенный временем, опыт народа, поэтому традиции народной культуры играют более существенную роль в гармоническом развитии его личности. Убедилась из опыта работы в том, что занятия с использованием нетрадиционных техник рисования создают личностно- значимый для каждого ребенка мотив деятельности и обеспечивают высокую результативность в развитии творческих способностей. Нетрадиционные техники рисования позволяют заиграть занятиям по изобразительной деятельности новыми красками: это игра, такая игра создает условия для развития способностей, помогает преодолеть трудности, возникающие в процессе самовыражения при осуществлении творческой работы. Дети в процессе рисования стали более раскрепощенными в выборе цветовой гаммы рисунка, начали смелее трактовать образы, самостоятельно продумывать композицию рисунка, смелее использовать разнообразные и в том числе нетрадиционные способы изображения, более свободно фантазировать, создавая принципиально новые образы. Творчество позволяет ребёнку познавать окружающий мир природы, науки, искусства всеми органами чувств, иметь личностное восприятие, суждение   об изучаемом явлении, предмете, и на основе этого наиболее полно усваивать информацию о нём. С помощью данной технологии можно развивать творческое воображение ребёнка, быстроту и гибкость мышления, можно ввести его в удивительный мир искусства и творчества. Можно сделать вывод, что развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться более эффективно, при организации системы развивающих занятий на основе традиций народа саха, при использовании методов психологического настроя в процессе рисования и теоретически и практически обосновать.

Таким образом, развитие у детей творческого воображения возможно в процессе обучения детей рисования при использовании системы приемов и методов, направленных на формирование оригинальности в образном, композиционном решении, самостоятельности и положительного отношения к творческому процессу.