Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 1134 "Культура поведения детей старшего дошкольного возраста." (методические рекомендации)

Опубликовано 12.02.2019

Шмидт Юлия Александровна
МБДОУ д/с №1 "Рябинка",

Кемеровская область, п.Промышленная

"Культура поведения детей старшего дошкольного возраста." (методические рекомендации)

СКАЧАТЬ (полный материал)

 

 СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1.   Понятие  культуры   поведения детей дошкольного   возраста,

                     характеристика её компонентов через анализ изученной

                     литературы.

1.1.            Культура  общения  между  сверстниками  и   взрослыми,  между мальчиками и девочками.

1.2.          Культура деятельности; бережное отношение к вещам,  игрушкам книгам, природе.

Глава 2.   Методика  формирования  культуры  поведения   детей  в                                                                                                                                

                  подготовительной группе.

Заключение

Список литературы          

Приложение

 

 

                                             

                                                ВВЕДЕНИЕ

Культура ценна для всего человечества, всем  она  дорога.  Не  дорога  она только тем людям, которые лишены её. Культура, только культура может  помочь людям, и в отсутствии её - причина многих бед. Это актуальный вопрос нашего общества и нужно уделять больше внимания подрастающему поколению.

С  самого   раннего   детства   ребенок   вступает   в   сложную   систему взаимоотношений  с  окружающими  людьми  (дома,  в  дет/саду   и   т.д.)   и приобретает  опыт  общественного  поведения.  Формировать  у  детей  навыков поведения, воспитывать сознательно, активное отношение к  порученному  делу, товарищество, нужно начинать с дошкольного возраста.

В детском саду для этого немало  возможностей.  В  процессе  повседневного общения со  сверстниками  дети  учатся  жить  в  коллективе,  овладевают  на практике  моральными  нормами  поведения,  которые   помогают   регулировать отношения с окружающими.

Работая с детьми, воспитатели уделяют  большое  внимание  формированию  их поведения на занятиях, в играх, труде и недостаточно  оценивают  возможности повседневной бытовой деятельности, зачастую проходя мимо тех  педагогических ценностей, которые таит в себе повседневная жизнь дошкольного учреждения.

В силу того, что дети годами  посещают,  дет/сад,  появляется  возможность упражнять их в хорошем поведении многократно, и это  способствует  выработки привычек.

Каждый день дети здороваются и  прощаются,  убирают  после  игры  игрушки, умываются,  одеваются  на  прогулку   и   раздеваются.   Ежедневно   ребенку приходится  аккуратно  вешать  одежду,  ставить  обувь  т.д.  Во  всех  этих ситуациях дети  не  только  практически  овладевают  различными  навыками  и умениями,  но  и  осваивают  определенные  нормы  поведения   в   коллективе сверстников.

Актуальность темы. В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья детей школьного возраста как наиболее массового контингента детей и подростков. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков научного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10% от контингента детей, поступающих в школу.

Объект исследования – процесс обучения культуры поведения у дошкольников.

Цель исследования – развитие творческих способностей, индивидуальное самовыражение детей, сплочение детского коллектива. В связи с поставленной целью в работе решается ряд задач:

  1. Формировать навыки культуры поведения у детей в повседневной жизни;
  2. Учить видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять;
  3. Воспитывать любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям.

           Методы исследования:

  1. Теоретический анализ литературы;
  2. Педагогический метод наблюдения;

             3.      Результаты исследования  

                                                                                                                                             

 

 

1.Понятие культуры поведения детей дошкольного возраста,      характеристика её компонентов через анализ изученной литературы.

Понятие культуры поведения  дошкольника можно определить, как  совокупность полезных для общества устойчивых форм  повседневного  поведения  в  быту,   в  общении, в различных видах деятельности.

Культура деятельности – проявляется в поведении  ребенка  на  занятиях,  в играх, во время выполнения трудовых поручений.

Формировать у ребенка культуру деятельности – значит  воспитывать  у  него

умение содержать в порядке  место,  где  он  трудится,  занимается,  играет;

привычку доводить до конца начатое  дело,  бережно  относиться  к  игрушкам,

вещам, книгам.

Дети в среднем, а особенно в старшем дошкольном возрасте должны  научиться готовить  все  необходимое  для  занятий , труда,   подбирать   игрушки   в соответствии с игровым замыслом.

Важный показатель культуры деятельности – естественная тяга  к интересным,

содержательным занятиям, умению  дорожить  временем.  В  старшем  дошкольном возрасте ребенок учится регулировать свою деятельность  в  отдых,  быстро  и организованно выполнять гигиенические процедуры и  т. д. Это  будет  хорошей основой для формирования у него навыков эффективной организации труда. Для определения достигнутого  воспитания  культуры  трудовой  деятельности можно  использовать  такие  показатели,  как  умение   и   желание   ребенка трудиться, интерес к выполненной работе, понимание её цели  и  обоснованного смысла;  активность,  самостоятельность;   проявление   волевых   усилий в достижении требуемого результата; взаимопомощь в коллективном труде.

Культура общения – предусматривает выполнение ребенком норм при общении  с взрослыми и сверстниками, основанных на  уважении  и  доброжелательности,  с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а  также вежливое поведение в общественных местах, быту.

Культура общения предполагает не только  делать  нужным  образом,  но  и

воздерживаться от неуместных в данной  обстановке  действий,  слов.  Ребенка

надо учить замечать состояния других людей. Уже с первых лет  жизни  ребенок должен понимать, когда можно побегать,  а  когда  нужно  тормозить  желания, потому  что  в  определенный  момент,  в  определенной   обстановке,   такое поведение  становится  недопустимым,  т.е.  поступать,  руководясь  чувством уважения к  окружающим  в  сочетании  с  простой  естественностью  в  манере говорить и  проявлять  свои  чувства  характеризует  такое  важное  качество ребенка, как общительность. 

Культурно-гигиенические  навыки  –   важная   составная   часть   культуры

поведения. Необходимость опрятности, содержания в частоте лица,  рук,  тела,

прически, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но  и нормами человеческих отношений.

Педагоги и родители должны  постоянно  помнить,  что  привитые  в  детстве

навыки, в том  числе  культурно-гигиенические,  приносят  человеку  огромную

пользу в течении всей его последующей жизни.

Культуры еды часто относят к гигиеническим  навыкам,  но  её  значение  не

только в выполнении физиологических потребностей. Она имеет этический  смысл – ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим  рядом  людям, и так же к тем, кто приготовил пищу.

С дошкольного возраста дети должны усвоить определенные привычки:  нельзя класть локти на стол во время еды, есть  надо  с  закрытым  ртом,  тщательно пережевывая пищу.

Овладение культурой еды – нелегкое для дошкольников дело, но  осуществлять формирование этих навыков необходимо, надо  добиваться,  чтобы  дети  ели  с удовольствием, с аппетитом и опрятно.

 

 

 1.1 Культура общения со взрослыми и сверстниками

Человек,  как существо  социальное  постоянно  взаимодействует  с  другими

людьми.  Ему  необходимы  контакты  самые   разнообразные: внутрисемейные, общественные, производственные и т.д.  любое  общение  требует  от  человека умения  соблюдать  общепринятые  правила  поведения,  обусловленные  нормами морали. Общение детей  дошкольного  возраста,  прежде  всего,  происходит  в семье. У ребенка, поступившего в детский сад,  круг  общения  расширяется  – добавляется общение со сверстниками, с воспитателем  и  другими  работниками дошкольного учреждения.

 Задача родителей и педагогов – воспитывать у ребенка культуру общения.

 Какие наиболее важные нравственные качества хотим мы видеть в наших детях?

 Вежливость -   Она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. «Ничто не стоит так дешево и не  ценится  так дорого, как  вежливость.  Без  нее  невозможно  представить  взаимоотношения людей.   Вежливость    детей    должна    основываться    на    искренности, доброжелательности, уважении  к  окружающим.  Вежливость  приобретает  цену, если она проявляется ребенком по велению сердца». Деликатность - сестра  вежливости.  Человек,  наделенный  этим  качеством, никогда  не  доставит  неудобства  окружающим,  не   даст   повода   ощущать собственное превосходство своими действиями.  Задатки  деликатности  исходят из глубокого детства. 

Предупредительность   -    Необходимо   добиваться   от    детей,    чтобы

предупредительность,  внимание,  помощь  окружающим  проявлялись  у  них  из добрых побуждений.

 Скромность  -   Эта  нравственная  черта  личности  показатель   подлинной

воспитанности.  Скромности  сопутствует  уважение  и  чуткость   к  людям  и

высокая требовательность к  самому  себе.  Необходимо  формировать  у  детей

умение.

 Общительность  -  В   ее   основе   лежат   элементы   доброжелательности,

приветливости к  окружающим  –  непременные  условия  в  выработке  у  детей

культуры  взаимоотношений.  Ребенок,  испытывающий  радость  от  общения  со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть  рядом  с ним,  для  него  проявить  доброжелательность  естественнее,  чем  дерзость, резкость. В этих проявлениям – истоки уважения к людям. Общительный  ребенок быстрее находит    место в детском саду.

 Необходимым условием для всестороннего развития ребенка  является  наличие детского  общества,   в   котором   формируются   черты   нового   человека: коллективизм,    товарищество,    взаимопомощь,     сдержанность,     навыки общественного  поведения.  Общаясь   со   сверстниками,   ребенок   научится трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Ребенок воспитывается  в жизненных  ситуациях,  которые  возникают  в   результате   общения   детей.

Подготовка ребенка к жизни среди взрослых начинается с  его  умения  строить

свои отношения со сверстниками: с начала, в детском саду и в школе, затем  у

отдельных детей и соответствующие  проявления  –  отнять,  толкнуть  и  т.д.

Когда ребенок начинает осознавать, что рядом с ним такие  же  дети  как  он,

что свои желания приходиться соизмерять с  желаниями  других,  тогда  в  нем

возникает нравственная основа для усвоения необходимых форм общения.

 Воспитание культуры общения осуществляется в тесной связи с  формированием у детей навыков коллективизма. Формируя  у  ребенка  стремление  к  общению, взрослые должны поощрять даже самые незначительные  попытки  играть  друг  с другом.

 Полезно объединять детей вокруг дел, заставляющих  их  вместе  радоваться,

переживать,      испытывать      чувство      удовлетворения,      проявлять

доброжелательность. В интересной, насыщенной событиями жизни  общение  детей приобретает  особую  сдержанность.  Педагог  использует  различные   приемы, которые помогают разнообразить повседневную  жизнь  детей.  Например:  утром встретить их приветливой улыбкой, постараться  увлечь  интересной  игрушкой.

Сегодня в его руках лохматый медвежонок,  который  здоровается  с  ребятами.

Утро началось жизнерадостно и этот настрой сохраняется  у  детей  в  течение

дня. Переполненные впечатлениями, дети не раз  возвращаются  к  разговору  о том,  что  их  удивило  и  взволновало.  Общение  между  ними  происходит  в

атмосфере дружелюбия и приветливости.

 У воспитанников детского сада возникает много поводов для  общения.  Театр

игрушек, песня, спетая на прогулке, собранный по цветочку букет,  побуждения

к обмену впечатлениями, заставляют тянуться к сверстникам.  Главное  общение  -  « ребенок – ребенок »,  « ребенок – дети » идет по  собственному  побуждению,  т.к.  жизнь в обществе сверстников ставит воспитанника  в  условия  делить  что-то вместе:  трудиться, играть, заниматься,  советоваться,  помогать  –  словом, решать свои маленькие дела.

 Задача взрослых – направлять отношения  детей  так,  чтобы  эти  отношения

содействовали  формированию  навыков      коллективизма.   Важно   прививать

ребенку  элементарную  культуру  общения,   помогающую   ему   устанавливать

контакты со сверстниками: умение без крика и ссоры  договариваться,  вежливо обращаться с просьбой;  если  необходимо,  то  уступать  и  ждать;  делиться игрушками, спокойно  разговаривать,  не  нарушать  игры  шумным  вторжением.

Старший дошкольник должен уметь проявлять  к товарищу предупредительность  и внимание,  вежливость  заботливость  и  т.д.  Такие  формы   общения   легче усваиваются ребенком, если взрослые поддерживают,  следят  за  тем,  как  он ведет себя с товарищами по играм, с близкими и окружающими людьми. Дети  под руководством взрослого приобретают опыт положительного общения.

 

 1.2      Культура деятельности; бережное отношение к вещам,  

 игрушкам, книгам, природе.

Культура труда и поведения – это качества,  которые  являются  показателем

отношения человека к своему делу, людям, обществу и  свидетельствуют  о  его

социальной зрелости. Основы их закладываются в детстве, а  затем  продолжают развиваться и совершенствоваться. В  дошкольный  период  ребенок  овладевает навыками культуры действий с предметами в играх, труде, на занятиях, т.е.  в процессе  деятельности.  Играя,  занимаясь,  выполняя   посильные   трудовые поручения дома и в детском саду в обществе  сверстников,  ребенок  усваивает положительный опыт отношений к людям, к труду, вещам. Необходимо  прививать  детям  умение  правильно  обращаться  с  игрушками, книгами, пособиями,  личными  вещами,  бережно  относиться  к  общественномуимуществу; формировать навыки умения, связанные с подготовкой к  предстоящей деятельности (играм, занятиям, труду) т.е. учить  ребенка  готовить  рабочее место и все необходимые предметы и материалы, с которыми он будет  играть  и заниматься;  четко  и  последовательно  организовывать  свою   деятельность, планировать время в процессе деятельности, доводить начатое до конца.

    По  завершении  деятельности  привести  в  порядок  свое  рабочее   место,

аккуратно убрать после себя, то чем  пользовался,  сложить  игрушки,  книги,

учебные материалы  в таком виде и в таком  порядке,  чтобы  обеспечивать  их

сохранность и удобство использования в следующий  раз;  привести  в  порядок

свое рабочее  место,  помыть  руки  после  занятий  с  глиной  или  трудовых

поручений.  Старшим дошкольникам прививают элементарные навыки организации  свободного времени  в  соответствии  с  распорядком  жизни  дома  и  в  детском   саду, стремление быть занятым полезной деятельностью.

 Известно,  что  маленький  ребенок  еще  не  может   организовывать   свою

деятельность,  поэтому  организаторами   являются   родители   в   семье   и

воспитатели  в  детском  саду.  Под  их  руководством  деятельность  ребенка

обретает целенаправленность, содержательность, становится  важным  средством воспитания.

 Важно учить относиться детей к общественному имуществу, как к своей личной

вещи. Воспитатель объясняет детям:  «Все,  что  имеется  в  детском  саду  –

игрушки, посуда, мебель – твое, мое, наше, общее, принадлежит нам всем.  Вот

это надо беречь, иначе будет не с  чем  играть  и  заниматься,  и  в  группе

станет неуютно».  Там,  где  эта  мысль  внушается  постоянно,  дети  быстро

овладевают прочными навыками правильного обращения со всеми  окружающими  их предметами.  Формирование  бережного  отношения  к  общественному  имуществу тесно связано с воспитанием коллективистских черт.  Только  тогда,  когда  в сознании ребенка понятия «я», «моё» постепенно в  результате  взаимодействия со сверстниками, расширяются до понятий «мы», «наше»,  он  начинает  бережно относиться к вещам, принадлежащим другим.

 Необходимо приучать правильно, обращаться с учебными пособиями. Правильное обращение с  материалами  и  пособиями,  которые  необходимы  для  различных занятий – рисованием, лепкой, аппликацией и др., важная задача в  подготовке ребенка к  школе.  Необходимо  современно  учить  его  экономно  расходовать бумагу и  клей,  пользоваться  простым  и  цветными  карандашами,  кистью  и красками и т.д., содержать все это в надлежащем порядке.  Также особому вниманию следует уделять правильному обращению с книгой.  С первой встречи ребенка с книгой важно вызвать уважительное  отношение  к ней.  Книга – одно из сокровищниц  духовного богатства человека. Книги  делают нас умнее и взрослее. Книги нас учат, забавляют, радуют.

 «Если хочешь посмотреть книгу, проверь руки, -  чистые  ли  они»,   -  это должно стать правилом для каждого маленького читателя.  Дети  должны знать, что книгой пользуются в специально отведенном для этого месте за  столом,  а не на ковре  или  в  игровом  уголке.  Нельзя  обращаться  небрежно  даже  с ненужной книгой. На протяжении дошкольного  детства  ребенок  должен  твердо усвоить правило обращения с книгой:

                -  береги  книгу:  не  пачкай  её,  не  заминай   страницы,

                  правильно их перелистывай, не смачивай палец  слюной.  Не

                  играй с книгой, она от этого портится;

                - после того как  посмотрел  и  почитал  книгу,  не  забудь

                  положить её на место;

                - правильно храни книгу, в специально  отведенном  для  неё

                  месте – в книжном шкафу ил на полке;

                - если заметил, что книга не в порядке, почини её сам или с

                  помощь взрослого.

 

 На пятом году жизни дети приобретают навыки,  помогающие  им  организовать свою деятельность, готовить всё необходимое  для  игры,  труда  или  занятия; определять свое место, чтобы было удобно, не мешать другим. Если ребенок  не приучен  к  этому,  то  его  деятельность  утрачивает  целенаправленность  и зависит от случайности.

 Если мы вовремя не воспитаем у ребенка  умение  готовиться  к  предстоящим

делам, то отсутствие этого ценного навыка скажется и в дальнейшем, когда  он

станет школьником. Полезно разъяснить,  что  любая  деятельность  –  требует

определенной  подготовки:  надо  предвидеть,  какие  игрушки   или   пособия

потребуются. Лишний раз напомнить, чтобы ребенок не начинал  дело,  пока  не убедится, что все необходимое приготовлено.

 Старших детей надо приучать предвидеть, что и как они намереваются делать, мысленно представляя план своих  действий.  Будущий  школьник  должен  знать правила,  помогающие  организовать  предстоящую  деятельность,  её   ход   и завершение:

     -  прежде  чем  начать  игру,  любое  дело,  прикинь,  что  для  этого

       потребуется;

     - определи заранее, где удобнее играть или  заниматься,  чтобы  ты  не

       мешал другим, и тебя не отвлекали;

     - подготовь заранее место, расположи на нем все необходимое так, чтобы

       все было под рукой;

     - проверь свой внешний вид, не приступай к  делу,  пока  не  приведешь

       себя в порядок;

     - твои дела не должны вносить беспорядок в комнату;

     - не оставляй дело незаконченным;

     - не берись за новое дело, не завершив старое;

     - убери за собой все, чем ты  играл  и  занимался,  каждой  веще  свое

       место, чем ты пользовался, оставляй  в  полном  порядке,  пусть  все

       игрушки, книги, пособия будут в состоянии готовности;

     - кисти промытыми, а карандаши – отточенными, рисунки, лепка,  альбомы

       – сложенные в определенном месте, игрушки –  ожидающими  встречи  со

       своим хозяином;

     - не забудь привести и себя в порядок –  вымыть  руки,  снять  фартук,

       аккуратно сложив его, на место.

 Знание указанных правил и умение руководствоваться  ими  помогает  старшим дошкольникам  приобрести  навыки   организации   свободного времени.   При целенаправленном воспитании у  ребенка  образуется  привычка  быть  занятым;

умение  самостоятельно  организовать  свои  дела  по  интересу,  способность

заниматься  тем,  чем  необходимо,  расходовать  свою  энергию  на  разумную

деятельность.  Эти  привычки  являются  основой  для  дошкольного   развития

организованности будущего школьника.

 Но  главное   -  воспитывающее  значение  детской  деятельности,   которая

заключается в том, каково её содержание, устойчивость и  длительность,  чему

она учит, какие нравственные качества развивает   в  ребенке.  Как  он  себя

проявляет:  умеет  ли  применить  имеющиеся  знания  и   умения,   моральные

представления в действии? Если играет  вместе  с  товарищем,  то,  как  себя

проявляет: обходителен или  дерзок, вежлив или груб, щедр или жаден  и  т.д.

Соответствует   ли   содержание   деятельности   уровню    его    возрастных

возможностей?  Взрослые  должны  руководить  детской  деятельностью:   уметь создать условия для разнообразных игр, труда, занятий, учить ребенка  умению организовывать свою  деятельность;  содействовать  вовлечению  его  в  игры, занятия,  труд;  при  необходимости  оказывать  ему  помощь   в   выборе   и формировании различной деятельности, в расширении её содержания,  достижения поставленной цели.

 Каждый  вид   детской   деятельности   (игры,   труд,   занятие)   создает

благоприятные возможности для осуществления определенных  задач  воспитания, связанных с формированием культуры поведения дошкольников.

 В игре формировать нравственные чувства, нравственное сознание и моральные поступки, коллективистские навыки,  дружеские  отношения,  умение  следовать игровым  правилам,  общему  замыслу;  на   занятиях   –   культуру   учебной деятельности,   умение   вести   себя   в    соответствии    с    правилами, дисциплинированность, организованность,  уважение  к  слову  воспитателя,  к общему   заданию;   в   процессе   трудовой   деятельности   –   трудолюбие, бережливость,  аккуратность,  чувство  ответственности,  умение  действовать сообща, рационально применять орудие труда и те  умения  и  навыки,  которые обеспечивают   наибольшую   результативность.   В   процессе   любого   вида деятельности нужно осуществлять широкий круг задач воспитания,  связанных  с формированием  морального  сознания,   нравственных   чувств   и   привычек, являющихся основой культурного поведения.  Руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять  на  ребенка,  на его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, расширять  и уточнять знания, формировать его отношение к обществу, к людям, к  труду, к своим обязанностям