Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 1074 Консультация для родителей «Говорим красиво»

Опубликовано 28.12.2018

Дунаева Наталья Юрьевна
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение № 22
"Детский сад комбинированного вида" г. Кемерово
воспитатель


Консультация для родителей
«Говорим красиво»

 

 

 “Все родители хотят, чтобы речь их ребенка была выразительной. Что ж, помогите ему! Объяснять лучше всего прямо “ на пальцах “. Пальчиковые игры-отличный способ разворить кроху”…

С какого возраста надо начинать работу над звуками? Чем раньше заняться этим, тем лучше. При этом необязательно постоянно напоминать малышу, что с ним проводят какие-то специальные уроки! Пусть все будет походить на веселые забавы. Если вы помните, наша речь тесно связана с движением, и в частности – с работой пальцев рук. Ученые придают большое значение так называемым мышечным ощущениям руки и именно с ними связывают развитие двигательного центра речи. Так что, добиваясь от малыша четкого звукопроизношения, привлечем к работе пальчики! Их слаженная работа – залог правильной, четкой и выразительной речи.

                                                 Зовем  по  имени

Создать игровую обстановку не так уж сложно. Уютно устроившись с малышом на диване, можно тут же приступать к делу. Знает ли, к примеру, ваш кроха, что у каждого пальчика может быть имя? Пусть это будет для него маленьким открытием! Итак, возьмите в свою ладонь крошечную детскую ручку, ласково погладьте и помассируйте каждый пальчик сначала правой сначала правой, а затем на левой кисти. Можете пощекотать, поцеловать ладошку малыша. А затем посчитайте вместе пальчики и назовите их поименно.       

         Читая  в  слух  стихотворение, не  забывайте  показывать  и  легонько  потряхивать  каждый  пальчик. Детей  это  так  забавляет! Не  расстраивайтесь, если  малыш  не сразу  запомнит  их  имена, а  тем  более  все  стихотворение. Запаситесь  терпением  и  повторяйте  пройденное  в  течение  нескольких  недель.

                                         Правой - левой

 Приучая  ребенка  имитировать  с  помощью  пальчиков  различные  движения, попутно  поупражняйтесь  в  определении – где  у  нас  правая, а  где  левая  рука. Неудивительно, что  малыши  их  часто  путают. Многие  родители  зачастую  и  не  подозревают, что  их  ребенок – левша. Ложку  его  приучили  брать  в  правую  руку, а  вот  карандаш  он  нет – нет  да  и  возьмет  в  левую… Может  быть, случайно?

Что  ж, давайте  проверим, так  ли  это. Есть  несколько  приемов, позволяющих  определить, какая  рука  у  человека  является  ведущей. Вот  самый  простой. Растопырим  пальцы  на  обеих  руках, а  затем  быстро  соединим  ладони, сцепив  кисти  в  замок. Теперь  посмотрим, большой  палец  какой  руки (правой  или  левой) оказался  сверху. Правой – значит, человек 100 – процентный  правша. Если  левой – значит, левша, может  быть  явный  или  скрытный, переученный. Опробуйте  эту  методику  на  ком – нибудь  из  близких, а  затем  в  виде  игры  предложите  сделать  то  же  самое  ребенку. Узнав  истинное  положение  вещей, легче  понять  проблемы малыша. Подобные  занятия  помогут  вам  избежать  серьезных  ошибок  во  взаимоотношениях  с  ребенком. У  маленьких  левшей  выше  вероятность  речевых  нарушений. Их  ни  в  коем  случае  нельзя  насильно  учить чему – либо “ломать” устоявшиеся  привычки. Таких  детей  необходимо  оберегать  от  всевозможных  потрясений. Неблагоприятные  факторы  могут  привести  к  заиканию, афонии и  дисфонии (потере  голоса), а  также  массе  других  неприятностей.

                                          Игра  на  пользу

Удовлетворяя  потребность  ребенка  в  движении, мы  способствуем  его  полноценному  развитию. Мелкая  моторика  особо  тесно  связянна  с  процессом  формирования  речи. Существует  масса  народных  игр, а  также  тех, что  придуманы  специалистами – логопедами. Все  они  помогают  малышам  не  только  научиться  ловко  владеть  своими, но  и  красиво  говорить. Попробуйте  выучить  вместе  с  ребенком  некоторые  из  предлагаемых  игр. Для  начала  потренируйтесь  сами, а  затем  приступайте  к  занятиям  с  малышом. Выполняя  каждый  день  эти  нехитрые  движения, ребенок значительно  быстрее  справится  с  “трудными” звукам, научится  управлять  своим  голосом. А  еще  он  почувствует  себя  артистом  или  даже  режиссером, ведь  пальчики  так  замечательно  разыгрывают  маленькие спектакли  под  его  руководством! Понаблюдайте, как  преображается  ваш  ребенок  во  время  пальчиковых  игр, каким  выразительным  становится  его  голос, какой  разнообразной  мимика. Так, шаг  за  шагом, вы  помогаете  крохе  постигать  основы  правильной  и  красивой  речи.

                                 Угощение  гномов

Для  начала  предложите  ребенку  сесть  поудобнее  и  сжать  кулачки  на  обеих  руках. Итак, начинаем!

- Стали  гномы  гостей  приглашать. (Отогнем  по  очереди  пальчики  малыша.)

- Стали гномы гостей  угощать. (Надавим  последовательно  на  подушечку  каждого  пальца  ребенка  своим  указательным  пальцем.)

- Каждому  гостю досталось  варенье. (Так  же  последовательно  проведем  указательным  пальцем  по  каждому  детскому  пальчику  от  основания  до  самого  кончика.)

-Пальчики  склеило  то  угощение. (Пусть малыш  тесно  прижмет  попарно  друг  к  другу  подушечки  пальчиков. Если  он  не  справляется, помогите  ему  сделать  это.)

- Плотно  прижалась  ладошка  к  ладошке. (Все делаем  соответственно  заданию.)

- Гости  не  могут  взять  даже  ложки! (Попросите  ребенка  как  можно  плотнее  прижать  друг  к  другу  ладошки, а  сами  проверьте, достаточно  ли  крепко “cклеились” ручки? Изобразив  усилие, потяните  локотки  малыша  в  стороны.)

                                           Идем  в  гости

- К  Жене  в  гости  прибежали. (Пальчики “бегут” по  столу.)

- Все друг другу руки жали. (Делают несколько  дружеских  рукопожатий.)

- Здравствуй, Жора! (Большие и указательные пальцы обеих рук  соединяются  подушечками  образуя  колечки.)

- Здравствуй, Жанна! (Соединяем  подушечки  больших  и  средних  пальцев.)

- Рад, Сережа! (Соединяем  в  приветствии  большие  и  безымянные  пальчики.)

- Рада, Снежанна! (Приветствуют  друг  друга  большие  пальцы  и  мизинчики.)

- Не  хотите  ль  пирожок? (детские  ладошки  соединяются  в  виде  пирожка.)

- Может, коржик? (Надо  показать  раскрытие  ладошки.)

- Иль  рожок? (Сожмем  кулачки  на  обеих  руках.)

- Вот  драже  вам  на  дорожку. (Малыш  раскрывает  ладошки  а  вы  стучите  по  ним, изображая  сыплющееся  драже.)

- Все берите  понемножку! (Малыш  щиплет  свою  ладошку, как  бы  собирая  драже.)

- С  ручек  все  стряхнули  крошки. (Энергично  трясет  кистями  рук.)

И  захлопали  в  ладошки…