Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 1071 Материалы по теме самообразования «Речевое развитие детей подготовительной группы по средствам дидактических игр».

Опубликовано 27.12.2018

 «Утверждаю»

Заведующий  МДОУ «Детский сад № 62»

 _________Н.А. Ершова

 Приказ № ______ от _________

 


 

Материалы по теме самообразования

«Речевое развитие детей подготовительной группы 

 по средствам дидактических игр».

 

воспитателя подготовительной к школе группы

Шипковой Натальи Александровны

Трудовой и педагогический стаж:

Трудовой:  16лет

Педагогический: 13 лет

В данном учреждении: 3 года


 

2018

Тема: «Речевое развитие детей подготовительной группы 

 по средствам дидактических игр».

  Актуальность и новизна темы

   Вопросы развития правильной речи у детей очень актуальны. Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях.

  На сегодняшний день – образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление не литературных слов и выражений, не способность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логических обоснований и выводов, отсутствие навыков культуры речи и культуры общения. Все это связано, во-первых, с недоразвитостью речевого аппарата и его анатомического строения, во-вторых, из-за недостаточного общения детей друг с другом и со взрослыми. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников очень сложное и важное дело.

  Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Именно в дошкольном возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.

  Эта проблема подвела меня к мысли о необходимости в подготовительной группе больше внимания уделить именно развитию речи детей дошкольного возраста. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.

Цель: Повышение профессиональной компетенции по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС. Создание условий для развития речи детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр.

Задачи:

1.         Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу развития и формирование звуковой культуры речи, лексико-грамматической и связной речи с использованием мнемотехники.

2.         Развивать активный словарь детей в игровой, познавательной деятельности.

3.         Развивать словесно - логическое мышление; речевое внимание, фонематический слух и восприятие, артикуляционный и голосовой аппарат.

4.         Поддерживать интерес детей к личности и деятельности сверстников, содействовать налаживанию их диалогического общения в совместных играх и занятиях.

5.         Подготовить консультации для родителей по данной теме.

6.         Изготовить папки – передвижки.

7.         Составить картотеку дидактических игр по развитию речи.

8.         Изготовить «Лэпбук» (картотека дидактических, пальчиковых игр, физминуток, сборник консультаций).

9.         Развивать свободное общения со взрослыми.

10.       Совершенствовать диалогическую форму речи.

11.       Развивать монологическую форму речи.

12.       Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.

13.       Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины;

14.       Составлять рассказ по картинкам с  последовательно развивающими  событиями;

15.       Развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.

16.       Обобщить и распространить передовой педагогический опыт по теме самообразования.

 

Определение предполагаемого результата:

Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс.

Повысить у детей познавательный интерес,  сформировать навыки образования прилагательных, существительных с помощью суффиксов.

В общении друг с другом чаще   употребляли  в своей речи обобщающие слова – понятия (овощи, фрукты, ягоды, транспорт, одежда, обувь, головной убор, посуда, мебель, животное, домашнее животное, дикое животное, растение, инструмент и т.п.).

  Научить  детей  анализировать, сравнивать, делать выводы и открытия и отражать в своей речи свои собственные мысли. 

  Наша задача – воспитание полноценной личности. Сделать все для того, чтобы дети возможно раньше овладели родной речью, говорили правильно и красиво.

Подбор  и изучение нормативно-правовой   и   научно-методической литературы:

  • Ознакомление   с  новыми нормативно-правовыми документами   по вопросам дошкольного образования и воспитания;
  • Изучение учебной и научно-методической литературы;
  • Ознакомление с новыми     достижениями     педагогики,     детской
    психологии, анатомии, физиологии;
  • Изучение новых программ и педагогических технологий;
  • Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений.

 

 

 

 

 

План работы на год по данной теме на год

 

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

сентябрь - май

1.Веракса Н.Е. и др. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Издательство: Мозаика-Синтез, 2015г.

 2.        Светлова И. Е.  Развитие речи. Издательство "Эксмо" ООО, 2006г.

3.         Ушакова О. С. Развитие речи для детей 6 - 7 лет. Москва издательский центр «Вентана – Граф», 2009г.

4.         Алябьева Е. А. Итоговые дни по лексическим темам. Творческий Центр СФЕРА, Москва, 2009г.

5.         Ушакова О. С. Занятия по развитию речи для детей 5 - 7 лет. Творческий Центр СФЕРА, Москва, 2009г.

6.         Ушакова О. С. «Придумай слово», речевые игры для дошкольников. Творческий Центр СФЕРА, Москва, 2014г.

7.         Владимирская Л. А. «От осени до лета». Детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах. Издательство «Учитель»2002 – 2003г, Волгоград.

8.         Елкина Н. В. «1000 загадок». Академия развития, Ярославль, 2003г.

9.         Сахипова З. Г. «Читаем детям». Ленинград «Просвещение», 1991г.

10.       Нищева Н. В. «Стстема коррекционной работы» Санкт – Петербург «ДЕТСТВО  –ПРЕСС», 2003г.

11.       Смирнов М. В. « 2500 скороговорок для детей 4- 6лет». Издательский Дом «Нева» Санкт – Петербург, 2005г.

12.       Тарабарина Т. и. «Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки». Ярославль «Академия Развития», 1997г.

13.       Аникина В. П. «Живая вода». Сборник русских народных песенок, сказок, пословиц, загадок. Москва «Детская Литература», 1987г.

14.       Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. «Литературное чтение» Министерство образования науки Росисской Федерации Москва БАЛАСС, 2011г.

15. Программа «Детство» Н.Н. Гладышева, Ю.Б. Сержантова, Л.С. Баннова, Л.В. Грибанова.

16. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011. – 64с.

17. Анищенкова Е.С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. – Профиздат, 2007. – 62с.

18. Бойко Е.А. Учимся строить предложения и рассказывать. Простые упражнения для развития речи дошкольников. – Рипол Классик, 2011. – 256 с.

19. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2004. - 255 с.

20. Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание - 2005. - N 1. - с. 18-23.

21. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду // Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду». – Мозаика-Синтез, 2010. – 56 с.

22. Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 9. - с. 28-34.

23. Ершова Е.Б. Говорим правильно. Игры и задания для развития речи у дошкольников // Уроки логопеда. – Астрель, 2011. – 64 с.

24. Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. – М.: ООО «Эксмо», 2003.

25. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2004. - N 11. - с. 8-12.

26. Шукейло В.А. 90 упражнений для развития речи дошкольников // Готовимся к школе. – Литера, 2009. – 96 с.

Анализ изученной литературы.

Работа с детьми

сентябрь-май

Игровая деятельность на развитие речи   в группе, на прогулках.

Игры во время самостоятельной и совместной деятельности в группе и на прогулках.

сентябрь-май

Отражение и закрепление полученных знаний в творческой деятельности.

Придумать сказку и нарисовать (вылепить) главных героев.

январь

Придумывание стихотворений о зиме

Сборник стихов

март

Проведение НОД, артикуляционной гимнастики,  речевых упражнений, дидактических игр. Обучение описательного рассказывания игр.

Речевые игры

Работа с семьёй

сентябрь

Привлечение родителей к изготовлению пособий и игр для речевого развития.

Изготовление Лэпбука по развитию речи

Сентябрь- май

Консультации для  родителей

Беседы с родителями: «Роль описательных рассказов для расширения словарного запаса детей».

март

Открытый показ образовательной ситуации.

День открытых дверей.

апрель

 Конкурс с родителями

 «Книга любимых сказок, песенок или потешек своими руками»..

Самореализация

ноябрь

Составление картотеки игр по развитию речи детей подготовительной к школе группе.

Представление картотеки на педсовете.

январь

Консультация для педагогов ««Использование загадок, как средство формирования выразительности речи».

Выступление на педагогическом совете.

 

Подготовка дидактического материала

Выступление на педагогическом совете.

май

Отчёт по теме самообразования.

Распространение педагогического опыта работы по развитию речи.

 

 

 

 

 

Содержание занятий с детьми.

 

 Этапы самообразования

Содержание работы

Сроки выполнения

Примечания

Проведение   артикуляционной гимнастики, игр на развитие дыхания и усиление звука.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Пропевание гласных звуков - А, О, У, И, Э;

- длительное произнесение некоторых согласных звуков - С, З, Ш, Ж, Ф, Х;

- произнесение слогов на одном выдохе;

- произнесение слов на одном выдохе;

- произнесение фраз различной длины на одном выдохе;

- чтение стихотворений;

- пение песенок;

- выразительный рассказ, пересказ текстов.

сентябрь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактические игры на развитие речи, развитие речевого аппарата, развитие слуха и внимания.

 

«Живое слово». «Узнай что звучит». «Пой со мной!». «Звуки вокруг нас». «Сдуй шарик». «Насос». «Весёлая песенка». «Птицы разговаривают». «Веселое путешествие» и др.

октябрь

 

 

 

 

Обучение детей вслушиваться в слова, их звучание. Вызывать интерес к слову.

 Дидактические игры, направленные на обогащение словаря. «Кто это?», «Как об этом сказать?», «Произносим слова», «Какое слово потерялось?», «Хлоп – хлоп», «Играем со словом».

ноябрь

 

 

 Обучение описательного рассказывания

 Проблемные ситуации по составлению описательного рассказа «Что у меня, а что у тебя?», «Любимая кукла».

 

декабрь

 

 

 

Говорим правильно

Развивающие упражнения. «Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А» (Т, О, Р, К и т.д.)

«Назови, какой звук первый / последний в слове»

 «Путаница»

«Длиннее - короче»

«Слова в предложении перепутались»

январь 

 

 Составление рассказов по сюжетным картинкам

 

 - «Зима».

- «Зимние забавы».

февраль

 

 

 

Формирование правильного звукопроизношения.

Проговаривание и разучивание чистоговорок, скороговорок   «Ящерица», «Юлька – Юленька – юла», «Эльфы и эхо в прятки играли», «На верхушке каланчи»

март

 

Чтение и беседы по рассказам

- «Четыре желания» К. Ушинский.

- «Как Саша первый раз увидел самолет» Е. Пермяк.

- «Для чего руки нужны» Е. Пермяк.

- «Как Маша стала большой» Е. Пермяк.

апрель

 

Мониторинг с детьми по развитию речи

Результаты проведенной работы по самообразованию   

 отчет

май