Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 1191 «Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста»

Опубликовано 16.12.2019

План по самообразованию на 2019 – 2020 учебный год

воспитателя I квалификационной категории

старшей группы №2 «Ягодка»

Кузнецовой Галины Васильевны

на тему:

 

«Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста»

СКАЧАТЬ (с таблицей)

 

Актуальность:

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму.

Одним из немаловажных условий полноценного овладения ребенком навыками письма в период подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Проблема повышения эффективности комплексной работы по развитию мелкой моторикии координации движений пальцев рук детей 5-7 лет не теряет своей актуальности.

Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом., тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АНН установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет: "Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией". Развитие функции руки и речи шло параллельно. Она рекомендует стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук, а это в свою очередь подготовка руки ребенка к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие, ведь наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, мышление, а также словарный запас. А это в свою очередь влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку, на его речь и успешное обучение в школе.

 

Цель:

- Повышение своего теоретического, практического уровня, профессионального мастерства и компетентности;

- систематизировать работу по реализации системы мероприятий направленных на развитие мелкой моторики рук детей;

- развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности;

- совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста.

 

Задачи:

1. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

2. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возрастачерез использование разнообразных форм, методов и приемов.

3.Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр;

4. Улучшить у детейкоординацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

7.Использование различных методикразвития мелкой моторики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми.

8. Повысить собственный уровень знаний путём изучения научной и учебно-методической литературы; статей в журналах; изучение методик и технологий педагогов в Интернете.

 

Предполагаемый результат:

  • Динамика развития мелкой моторики.
  • Применение изученных техник, приёмов и материалов в художественной непосредственно - образовательной и самостоятельной деятельности.
  • Улучшение координации и точности движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность; мелкая моторика пальцев, кистей рук;
  • Улучшение развития воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческая активность
  • Создание эмоционально-комфортная обстановка в общении со сверстниками и взрослыми.

 

Содержание работы:

I этап: Информационно-аналитический.

Изучение научной и учебно-методической литературы по теме:

- Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. СПб, 2014.

- Крупенчук О. И. Тренируем пальчики-развиваем речь. СПб, 2013.

- Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва,2014.

- Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 2013.

Изучение статей в журналах:

«Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Воспитатель в ДОУ», «Обруч»;

изучение методик и технологий педагогов в Интернете;

II этап:  Практический.

- совместная работа с детьми по развитию мелкой моторики;

- индивидуальная работа с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность детей.

Методы и приемы работы (объяснение, показ, беседа, игра):

- включение пальчиковых игр в НОД, в утреннюю гимнастику, физкультминутки, в свободную деятельность детей;

- массаж и самомассаж кистей рук;

- пальчиковый театр;

- конструирование: работа с мелким и крупным конструктором;

- рисование с использованием шаблонов и трафаретов, нестандартных техник;

- лепка из пластилина, солёного теста, кинетического песка;

- развивающие игры с пуговицами, прищепками, шнуровками, мелкими предметами;

- игровые упражнения со штриховками, дорисовками, лабиринтами.

III этап: Представление опыта работы по теме.

- картотека пальчиковых игр на развитие мелкой моторики рук,   артикуляционных гимнастик и дыхательных упражнений;

- картотека графических диктантов для развития ориентировки в пространстве и на плоскости;

- дидактические игры, шнуровки, пазлы, мозаика, конструкторы различной величины и различных материалов;

- нетрадиционные материалы для художественно-эстетической деятельности и счета;

- тактильные карточки;

- «Волшебный мешочек» для развития чувств осязания, мелкой моторики рук;

Консультация для родителей: «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста».

 

Таблица: приёмы развития мелкой моторики у дошкольников

Приём

Особенности применения

Суть приёма

Пример

Пальчиковая гимнастика

Приём, которому может быть посвящена целая исследовательская работа. Применяется с детьми любого возраста, является основой тренировки мелкой моторики. Чем старше дети, тем более точные движения в гимнастике: малыши работают ладонями и пальцами, а старшие в основном только пальцами.

Инсценировка рифмованного сюжета движениями пальцев. В зависимости от возраста детей содержание отличается по тематике и по объёму (чем старше, тем длиннее рифмовки).

 «Мяч».
Мой весёлый круглый мяч (дети одной рукой бьют по воображаемому мячу),
Щёки круглые не прячь! (смена рук)
Я тебя поймаю (двумя руками, соединив одноимённые пальцы, показывают мяч),
В ручках покатаю! (катают воображаемый мяч между ладоней).

 «Ботинки».
Всюду, всюду мы вдвоём (средний и указательный пальчики «шагают» по столу),
Неразлучные идём.
Мы гуляем по лугам (загибают по одному пальчику, начиная с большого),
По зелёным берегам,
Вниз по лестнице сбегали,
Вдоль по улице шагали,
После лезем под кровать,
Будем там тихонько спать (укладывают ладони на стол).

Массаж кистей рук

Является разновидностью пальчиковой гимнастики. Для проведения используются массажные мячики, деревянные палочки.

Ребёнок самостоятельно массирует ладони, перекатывая или перекладывая предметы.

Мы капусту рубим, рубим! (2 раза) (изображают рубящие движения топором, двигая прямыми ладошками вверх и вниз по мячику)
Мы капусту режем, режем! (2 раза) (ребром ладошки водят по мячу вперёд и назад)
Мы капусту солим, солим! (2 раза) (собирают пальчики в щепотку и делают вид, что солят капусту)
Мы капусту жмём, жмём! (2 раза) (энергично сжимают и разжимают мячики).

Дидактические игры

Позволяют тренировать глазомер, осваивать сенсорные эталоны формы, размера предметов.

Игры со скрепками

«Весёлые скрепки».
 Дети получают картонные шаблоны с изображением солнца, ёжика, но без лучиков, иголок. Педагог спрашивает, что забыл художник дорисовать, и просит детей исправить рисунок с помощью скрепок.

Игры с прищепками

«Умные прищепки».
Используются в работе с детьми старших групп для освоения навыка выполнения простых математических задач. На карточку с картинкой, изображающей разное количество объектов, ребёнок должен надеть подходящие прищепки с цифрами и обозначением арифметического действия, чтобы цифровое выражение соответствовало картинке.

Игры с цветными резиночками лумигуруми

«Колечки».
Используются в играх с детьми среднего дошкольного возраста. Малыши получают карточки с изображением ладоней с колечками на пальцах. Задача ребёнка: надеть такое же количество резинок, повторяя порядок пальцев и последовательность цветов.

Игры со счётными палочками

Дети выкладывают из палочек фигуры (квадрат, прямоугольник, делают домик, стул), а  могут применять палочки по их прямому назначению: учиться счёту (например, сложить фигуру и посчитать, сколько в ней палочек).

Шнуровки

Игры, связанные со шнурованием, продеванием, завязыванием верёвочек имеют важное значение для обучения малыша шнуровать свою обувь, то есть для воспитания культуры самообслуживания. Используются в средних и старших группах.

Нетрадиционные техники рисования

Кроме мелкой моторики, развивают творческие способности детей.

Пальчиками

Техника направлена на развитие умения координировать движения пальцев, а также задействовать их по очереди. Используется в работе с детьми средней, старших групп (как и в пальчиковой гимнастике, в этом возрасте акцент делается на работу пальцев, не всей ладошки). Ребята рисуют цветы, осадки, игрушки на ёлке и т. д.

Ладошками

Применяется в основном в работе с воспитанниками младших и средней групп. Малыши рисуют деревья, птичек с перьями и т. д.

Ватными палочками

Рисунок методом тычка — хороший приём подготовки руки к письму: дети учатся правильно держать пишущий предмет. Таким образом можно изображать плоды на деревьях, раскрашивать картинки и т. д.

Рисование по шаблонам, трафаретам

Применяется в старших группах. Помогает оттачивать точность движений карандашом (цвет не должен выходить за границу изображения), а также воспитывает чувство пропорции.

Этот приём очень удобен не только в качестве отрабатываемого, но и в роли «запасного»: например, время занятия ещё не вышло, а всё запланированное уже выполнено. Помогут такие задания из «копилки».

Лепка из пластилина, солёного теста

Взаимодействие с пластичным материалом помогает активизировать нервные окончания, посылающие импульсы в мозг. Работа с разноцветным пластилином и окрашенным пищевым красителем тестом развивает в детях чувство цвета.

Дети первой младшей группы делают «шарики», «колбаски», «блинчики». Во второй младшей малыши из этих заготовок с помощью взрослых формируют цельные фигурки. В старших группах задача усложняется: кусочки должны быть совсем маленькими, им нужно придать форму и такими заготовками заполнить картинку-шаблон.

Пальчиковый театр

Используется в работе со старшими группами.

Дети разыгрывают сценки из сказок, надев на пальчики фигурки героев. Фигурки могут быть сшиты из ткани или вырезаны и склеены из бумаги.

Театр теней

Используется в работе с детьми средней и старших групп.

С помощью движений ладоней и пальцев составляются изображения животных, которые проецируются тенью на стену.

Игры с кубиками, конструктором

Работает на развитие моторики (мелкой, крупной) и на развитие ориентации в пространстве, знакомство с размером и формой через сенсорное взаимодействие.

В младшем дошкольном возрасте по деталям конструктора дети изучают цвета, в среднем — счёт, в старшем учатся складывать фигуры разной формы. Кубики помогают, кроме всего вышеперечисленного, ещё и познакомиться с животными, растениями, буквами и пр. в зависимости от тематики, которой игрушка посвящена.

 

Сроки выполнения:

 

Время проведения

Название мероприятия

Работа с родителями

сентябрь

Консультация на стенде информации «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?»

Мастер-класс  « Пальчиковая театральная игрушка»

октябрь

Анкетирование на тему «Развитие мелкой моторики у малышей».

Консультация для родителей  «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?»

 

ноябрь

Памятка «Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук», 

декабрь

Консультация для родителей «Важные факторы в развитие мелкой моторики»

 Памятка для родителей «Пальчиковая гимнастика»

январь

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у дошкольников через нетрадиционную технику рисования»

февраль

Памятка для родителей «Игры на развитие мелкой моторики рук с предметами домашнего обихода»

март

Консультация для родителей «Игровой самомассаж для кистей и пальцев»

Консультация на стенде информации «Как проводить с ребёнком речевые пальчиковые игры».

апрель

Мастер-класс «Развиваем пальчики, развиваем ум»

май

Памятка «Пальчиками играем – стихи повторяем»

Работа с воспитателями

сентябрь

Мастер-класс  «Пальчиковая театральная игрушка»

В теч.года

Консультации для воспитателей.

Работа с детьми

В теч. года

Включение пальчиковых игр в ООД, утреннюю гимнастику, физкультминутки, в свободную деятельность детей.

В теч. года

  • Обучение детей игре «Шнуровка».
  • Разбор красной и белой фасоли, горох, рис, макароны.
  • Рисование кистью, ватными палочками, губкой. 
  • Изображение пальцами различных фигур: 

«Флажок», «Очки», «Бинокль», «Стол», «Стул», «Замок»

  • Конструирование из палочек Кюизенера 
  • Штриховка рисунков
  • Лепка из пластилина
  • Учить детей одевать и раздевать кукол.
  • Конструирование из разных видов конструкторов.
  • Настольные игры «Собери картинку» (крупные пазлы, мозаика).
  • Игра с прищепками «Маленькие помощники»
  • Учить детей выкладывать простые узоры из ниток, веревочек
  • Игра «Шнуровка», «Геомерик»
  • Учить детей сматывать нитки в клубок «Озорной котенок»
  • Учить детей пользоваться ножницами 
  • Учить детей скатывать шарики из кусочка салфетки, для комбинированных работ по ИЗО.
  • Самомассаж грецким орехом (Я катаю мой орех, чтобы был круглее всех. О. И. Крепенчук)
  • Учить детей изображать пальчиками различные фигуры
  • "Пальчиковый театр".