Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 1190 Рекомендации для родителей «Речевая деятельность второго года жизни»

Опубликовано 10.12.2019

Лугачева Ольга Геннадьевна
МБДОУ «Детский сад № 41 «Уголёк»
Кемеровская область — Кузбасс, г. Междуреченск
Учитель - логопед

Рекомендации для родителей «Речевая деятельность второго года жизни»

СКАЧАТЬ (полный материал)

 

 

Все родители, бабушки и дедушки  требуют от своего ребенка постоянного совершенства. Они хотят, чтобы ребенок начал рано ходить, рано говорить. Особенно, если играясь на детской площадке, мамы слышат, что чужие детки в 2 года уже рассказывают «У лукоморья дуб зеленый», а ваш ребенок разговаривает на своем языке. У мам начинается комплекс неполноценности  и они начинают муштровать своих детей.

Дорогие родители! Успокойтесь и не дергайте своих детей раньше времени. Каждый ребенок развивается индивидуально.

Многие родители оценивают речь своего ребенка только по тому,  как он произносит звуки в словах. И в этом они ошибаются, поскольку показателем становления детской речи является  развитие у ребенка способности правильно употреблять слова в предложениях.

Как отмечает Н. С. Жукова, «с момента появления у ребенка возможности правильно строить несложные предложения и изменять слова по падежам, числам, лицам и временам происходит качественный скачок в развитии речи».

 Словарный запас к концу года по сравнению с предыдущим возрастом увеличивается в 3-4 раза. Ребенок знает названия многих предметов: игрушек, посуды, одежды и прочих объектов, которые находятся в ближайшем его окружении.

 На третьем году жизни ребенок начинает шире пользоваться глаголами,  местоимениями и предлогами. При помощи прилагательных ребенок обозначает не только размеры предметов, но и все чаще называет их свойства: цвет, качества и форму (яблоко красное, сладкое, круглое).

 В этом возрасте ребенок способен воспринимать простые по содержанию и небольшие по объему сказки, может отвечать на некоторые вопросы по прочитанному.

 При пересказе сказок ребенок способен лишь договаривать за взрослым отдельные слова либо группы слов. Но небольшие тексты, многократно ему прочитанные, он почти полностью запоминает наизусть. Построить связный пересказ самостоятельно дети, как правило, еще не могут.

 Ребенок уже способен отгадывать простые загадки, если в их тексте содержится ответ, например, есть знакомые ему звукоподражательные слова («На болоте живет и квакает: “Ква-ква-ква”. Кто это?»)

 В три года практически заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, хотя ребенок многие звуки может переставлять, опускать, заменять более простыми по артикуляции.

 Но характерным для этого периода является достаточно стойкое воспроизведение интонационно-ритмических, мелодических контуров слов, например: касянав (космонавт), пиямида (пирамида), итая (гитара), титаясъка (чебурашка), синюська (свинюшка).

 Дети этого возраста еще  не всегда умеют правильно пользоваться своим голосовым аппаратом, например, не могут достаточно громко отвечать на вопросы взрослого или говорить тихо, когда этого требует ситуация.        

 Одновременно с развитием речи развиваются мышление, память и воображение ребенка.

 В этом возрасте у детей велика склонность к подражанию, что является благоприятным фактором для развития активной речи.

Родители должны помнить, что наиболее благоприятный период в развитии речи ребенка падает на первые 3 года жизни. Именно в этот период все функции центральной нервной системы в процессе их естественного формирования наиболее легко поддаются тренировке и воспитанию. Если условия развития в это время неблагоприятны, то формирование речевой функции настолько искажается, что в дальнейшем не всегда удается в полном объеме сформировать полноценную речь.

 

 

 

Словарный запас:

    способность понимать обобщенное значение слов развита  еще недостаточно (стул, стол - мебель);

    вставляют лишние звуки в слово (таньканьчик – стаканчик);

    при стечении согласных пропускают один звук (тул-стул);

    могут пропускать в слове отдельные слоги  (клой -  открой), а также в сложных и малознакомых словах;

    в многосложных словах упускаются предударные слоги, иногда приставки (ципилась - зацепилась, линулись - оглянулись);

 

Грамматический строй:

   допускают ошибки  в роде существительных (Куда папа посола? - Куда папа пошел?)

   смешение  рода у  местоимений (Майя  папа. -  Мой  папа.)

   допускают ошибки в числе и падеже существительных  (Вот лубасек - Вот рубашка);

   не  всегда употребляют союзы, предлоги (Миса сидит кусит - Миша сидит и кушает.

   Кису каду паток - Кошку кладу  в платок);

   на месте одних приставок у глаголов употребляются другие (искарасил - выкрасил, растемнело - рассвело)

   употребляют одни и те же окончания в пределах одной синтаксической группы слов (лоском, вилком - ложкой, вилкой, сыпут - сыпят );

   -начинается влияние окончания – ов (лампов);

Звукопроизношение:

  пропускают или заменяют звуки  Ш–на – Сь,С (сяпка, сапка - шапка), Ж - З (зюк - жук), Ч - ТЬ (чяйник - чайник), Щ-СЬ (сенок - щенок); С - СЬ (сянки - санки), З - ЗЬ (зяйка - зайка); Р – Й (гия- гиря), РЬ – Й,ЛЬ (двей, двель - дверь), Л –ЛЬ,Й (голюби - голуби), (мей - мел).

                                           


 

Развитие речи тесно связано с расширением  круга представлений ребенка об окружающих предметах и явлениях. Ребенок сможет рассказывать о предмете только тогда, когда, будет иметь достаточно ясное представление о нем, то есть знать его назначение, способ применения.

                                             

                                                  Помните:

G Рассказывая о новой игрушке (предмете) давайте подробные объяснения, раскрывайте назначение предмета, сравнивайте с тем, что видел ребенок раньше.

G Во время игры, для усвоения понятий – через некоторое время переспросите  ребенка - что это за предмет, зачем он нужен, что с ним можно делать.

G Рассматривая картинки в книге, комментируйте увиденное, а потом предложите  ребенку самому назвать предмет и указать его действие.

G Если ребенок затрудняется в ответе, помогите ему ответить и попросите повторить ваш ответ.

G Следите за речью ребенка, в случае необходимости, давайте правильный образец речи для усвоения.

G Для активизации речи необходимо использовать побудительные слова, которые нацеливают ребенка на высказывание – скажи, повтори, спроси, расскажи.

G Избегайте постоянных «нельзя», «не смей», «не трогай». Вместе с ребенком рассмотрите предмет, заинтересовавший ребенка,  потрогайте, покажите, как им пользоваться.

G Используйте  в  своей  речи  простые и короткие фразы, употребляйте слова понятные и доступные ребенку. И в то же время старайтесь разнообразить свою  речь, используйте эпитеты, сравнения, синонимы (слова близкие по значению).

G При чтении знакомых стихотворений поощряйте договаривание  ребенком строчек из произведения. Читая, чаще делайте паузы, чтобы дать возможность ребенку вставить нужное слово (получается как бы совместное чтение).

 

 

‰ Я  сейчас расскажу о… » 

(называете предмет и укажите его назначение, некоторые свойства, качества)

- Это сахарница. В ней лежит сахар.

- Это ложка. Ей кушают.

‰  «Расскажу я про покупки»

        Придя с магазина, вынув из сумки помидор, спросите ребенка: «Что это?», «Какого цвета?», «Какой формы?»

‰ «У папы (мамы)»

- У папы (мамы) шапка (шарф) синяя (синий), а у Тани (имя ребенка) шапка красная.  и т.д.

‰ «Расскажи»

- Расскажи, кто нарисован в книжке. Кто он? Что делает?

‰ «Покажи на картинке»

Покажи на картинке, где большая кукла, где маленькая.

‰ «Расскажи»

 -Расскажи, что делает папа, мама…

‰ «Расскажи»

 -Расскажи, что  ты сегодня делал.

‰  «Найди»

-Найди среди игрушек кошку…

-Найди среди игрушек синий кубик…

 

 

 

 

Чтобы речь была понятна слушателям, мало иметь определенный запас слов, надо еще уметь правильно их связывать между собой, то есть грамматически правильно употреблять их.

Помните:

G В речи ребенка мало прилагательных, поэтому обращайте внимание на цвет предметов, их величину, форму.

G Встретив  в книге два или несколько одинаковых  предметов, но  разных по величине или цвету, то после того как ребенок назовет их, спросите его, одинаковы они или нет.

G Называйте действия, которые совершают люди, сам ребенок, причем употреблять глаголы следует не только в настоящем времени, но и в прошедшем, в будущем.

 

 

 

‰ «Скажи, где находится игрушка?» (игра для уточнения и закрепления правильного употребления предлогов)

‰ «Скажи,  сколько игрушек?»(игра для уточнения и закрепления согласования слов один, много)

‰  «Чего не стало?», «Чего не хватает Мише, чтобы пойти на прогулку?» (образование форм родительного падежа, множественного числа существительных)

‰ «Лото»,  «Магазин» (на усвоение обобщающих понятий)

‰ «Поручения», «Мишка, сделай!», «Зайкина гимнастика» (изменение глаголов) (сказочный персонаж не выполняет поручение, если попросили его неправильно)….

                                                         

Больше разговаривайте с ребенком — и результат

не заставит себя ждать.

Желаем Вам успехов и терпения!