Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 1151 «ИКТ как средство развития логики, мышления и элементарных математических представлений у дошкольников»

Опубликовано 09.04.2019

       Комитет по образованию Администрации Городского  округа Подольск     

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад№ 57 «Ладушки»  

 

Сообщение  на тему:       

    «ИКТ как средство развития логики, мышления и элементарных математических  представлений у дошкольников»

 

 

Педагог  высшей квалификационной  категории:

Сорокина Елена Владимировна.

 

г. Подольск, 2019 г.

 

           Информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в практику новых методических разработок, направленных на реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов; освобождает от рутинной ручной работы; позволяет не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности.

            Владение информационно-коммуникационными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению – перейти на режим функционирования и развития как открытой образовательной системы.

На сегодняшний день для современного образовательного учреждения ИКТ становятся средством формирования предметно-развивающей среды, инструментом профессиональной деятельности педагога. И современный педагог должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности. Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией. ИКТ в нашем обществе стали уже не новинкой, а необходимостью для проведения, подготовки занятий, для организации работы с родителями, самообразования. Действительно, занятия становятся более интересными и увлекательными. Применение информационных технологий на занятиях в ДОУ позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей на занятиях, даёт возможность повысить эффективность образовательной деятельности педагога ДОУ. На практике я использую в образовательной деятельности презентации и демонстрация видеофильмов в области познавательного развития, которые дают возможность не только увидеть, но и услышать звуки природы, общественной жизни, животного и предметного мира, а также совершить «путешествие» в прошлое, посетить другую страну, музей и пр.

Каждое занятия в детском саду имеют свою специфику, оно должно быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видео записей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его.

         Вне сомнений, дошкольный возраст – это уникальный период для развития личности. Именно в этот период формируются представления ребёнка об окружающем мире, происходит его интеллектуальное и психическое развитие.  Компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребёнка, но, как и любая техника, он не самоценен, и только путем целесообразно организованного взаимодействия педагога, ребёнка и компьютера можно достичь положительного результата.  

            В своей работе пользуюсь разнообразными формами, методами и приемами:

•организационно образовательная деятельность;

•игровая деятельность;

•самостоятельная деятельность детей;

•рассматривание;

•чтение художественной литературы.

Работая над проблемой развития логического мышления у старших до-школьников, я пришла к выводу, что наиболее эффективными средствами являются дидактические игры и логико–математические игры, игровые упражнения занимательного характера, разнообразная подача которого эмоционально воздействует на детей. Игры активизируют детей, так как в них заложена смена деятельности: дети слушают, думают, отвечают на вопросы, считают, находят их значения и выявляют результаты, узнают интересные факты, что не только способствует взаимосвязи различных аспектов окружающего мира, но и расширяет кругозор и побуждает к самостоятельному познанию нового.       

Игры и упражнения по развитию мыслительных способностей позволяют решать все три аспекта цели: познавательный, развивающий, воспитательный.

Познавательный аспект:

- формирование и развитие различных видов памяти, внимания и воображения, умений и навыков;

- формирование общей способности искать и находить новые решения, не-обычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Развивающий аспект:

- развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

- развитие сенсорной сферы, развитие двигательной активности.

Воспитывающий аспект:

- воспитание системы нравственных межличностных отношений.

Организуя  образовательную деятельность с детьми добиваюсь, чтобы ребенок из наблюдателя превратился в активного участника. Форма проводимого мероприятия меняется в зависимости от поставленных задач.

Для достижения определенного результата в  образовательной деятельности придерживаюсь определенной структуры:

Логическая разминка. Основное содержание непосредственно образовательной деятельности – изучение нового материала.

Физкультминутка, пальчиковая гимнастика.

Закрепление нового материала.

Развивающая игра,

 Образовательную деятельность начинаю с разминки: «Передай мяч», «Съедобное - несъедобное», «Летает, не летает» и т. д. Считаю, что разминка повышает мыслительную активность дошкольников, быстроту реакции. Основное содержание ООД представляет собой совокупность игр и упражнений, направленных на решение поставленных задач.                                                                                                                           

Физкультминутка и пальчиковая гимнастика позволяют детям расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой, способствуют развитию крупной и мелкой моторики. Закрепление нового материала дает возможность оценить степень овладения детьми новым знанием. Развивающая игра, рисование в конце ООД являются своеобразной рефлексией, логическим окончанием проделанной работы и служат стимулом для ее продолжения. Организуя ООД, я направляю работу на развитие логического мышления через дидактические и логико-математические игры.

Через логико-математические и дидактические игры стремлюсь усовершенствовать понятия величины, научить детей сравнивать предметы по размеру, соизмерять предметы с другими по заданному признаку. По ознакомлению с величиной я использую игры с логическими блоками Дьенеша. Использую задания на формирование умения выделить элементы того или иного объекта (признаки, а также на соединение их в единое целое. Эти задания предполагают соединения двух признаков предмета в единое целое. Для сравнения предметов использую такие игры, как «Противоположность», «Сравни и запомни», «Кто быстрее подберёт коробки», «Признаки и свойства», «У кого хвост длиннее».

При изучении геометрических фигур и форм дети любят играть в игру: «Пара слов». Например : я говорю детям: круг - дети называют предмет, похожий на круг – руль, тарелка; прямоугольник – картина, дверь; овал – яйцо, и на оборот: я называю предмет, а дети называют форму. Детям также нравятся такие игры: «Закрой окошечки в домиках»(«Спрячь мышек в домиках», «Подбери заплатку», «Геометрическое лото». Также использую игры: «Какие бывают фигуры», «Подбери фигуру», «Назови свой автобус» и т. д. Очень часто использую на своих занятиях игры с счётными палочками «Составления геометрических фигур из счётных палочек». Огромное количество игр можно провести, используя логические блоки Дьенеша.

Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Дети овладевают пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко. Для закрепления понятий слева, справа, направо, налево ребенок должен научиться:

- Различать правую и левую руку

- Раскладывать предметы правой рукой слева на право (для правшей)

- Определять направления от себя: направо (справа) - налево (слева)

- Двигаться в заданном направлении (влево-вправо)

Поэтому по отработке этих навыков необходимо уделять достаточное количество времени, проводя занятия с ребенком в виде игр и заданий: Расскажи про свой узор», Встань на место», «Где фигура» и т. д.

Дети с большим удовольствием выполняют такие задания как: «Обведи животных»(жирафа с лева, слона с права, собаку с права, корову с лева и т. д.); «В какую сторону смотрят животные»(какие животные смотрят на лево, на право); «Назови, кто идет на лево, а кто идёт на право? Из какой сказки животные?»

Немаловажную роль в образовательной и самостоятельной деятельности занимают «игры-головоломки».

Игры – головоломки или геометрические конструкторы известны с незапамятных времён. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу. Набор элементов таких игр состоит из фигур, полученных при разрезании по определённым правилам какой-либо геометрической фигуры: квадрата – в игре «Танграм», прямоугольника – в игре «Пентамино», овала – в игре «Колумбово яйцо», круга – в играх «Вьетнамская игра». Эти игры предназначены для развития у детей пространственного изображения, логического и интуитивного мышления. Полезно организовать увлекательные упражнения с геометрическими фигурами «Геометрический конструктор». Цель упражнений – способствовать совершенствованию практической ориентировки детей в геометрических фигурах (уметь вычленять стороны, их пропорциональное соотношение; уметь соединять фигуры с целью получения новой, располагать их в пространстве, предвидеть видоизменение фигур в связи с изменением расположения составляющих частей).

В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. С целью развития у детей мышления, я использую различные игры: «Найди лишний предмет», «Найди пару», «Что есть что?», «Поймай рыбку» «Подбери заплатку нужного цвета», «Ассоциации», «Семейка», «Подберет картинку». Такие игры помогают развивать у детей умение мыслить логически, сравнивать сопоставлять и высказывать свои умозаключения.

Использование дидактических и логико - математических игр способствует появлению у ребят интереса к познавательной деятельности, развитию их мышления, речи, воображения, мелкой моторики рук. Каждый ребенок учился играть в своем темпе, так как после занятий можно было еще раз выполнить задание, лучше понять его суть.

Немаловажную роль занимает организация самостоятельной деятельности в специально организованной развивающей среде, был создан уголок «Развивающих игр». В свободном пользовании у детей находятся разнообразные развивающие игры: «Мои первые ассоциации», «Геометрические формы», «Что из чего сделано», «Ребусы», «Часть и целое или мартышки учатся делиться», «Лабиринты», «Шнуровки», «Лото», «Кубики для всех», «Домино», «Блоки Дьенеша», «Пазлы», «Танграм», «Монгольская игра», «Игра с цветом» ; настольно печатные игры «Собери картинку», «Поймай рыбку», «Что есть что?» «Найди заплатку», «Подбери картинку»; «Лего», «Мозаики» напольные и настольные. Материалы и пособия постоянно обновляются.

В этих играх, кроме обучающих задач, я ставлю перед собой задачи личностного характера:

• Научить работать коллективно;

• Придерживаться определенных правил;

• Уметь проигрывать, но стремиться к победе честными способами;

• Воспитать чувство товарищества, сопереживания, сочувствия к проигравшему.

Все игры учат детей мыслить логически, удерживать в уме сразу не-сколько свойств предмета, уметь кодировать и декодировать информацию.

В тесном контакте с родителями провожу индивидуальную работу, систематически изучаю новинки методической литературы, выбираю из неё интересные материалы и консультирую родителей. Родители с большим удовольствием принимают участие в изготовлении наглядного пособия и методического материала. Такая форма работы способствует тесному сотрудничеству ДОУ и семьи по формированию необходимых представлений, воспитывает у ребенка уверенность в своих силах, развивает познавательный интерес.  Дети любят занятия и игры математического содержания, на которых они являются участниками обучающего процесса, тогда они активно и с желанием выполняют все предложенные задания. Им легко осуществлять свои действия, делать выводы, обобщения.

Вывод:

Итак, развитие логического мышления через ФЭМП, способствует всестороннему развитию ребёнка, а именноразвитию умственных и творческих способностей, познавательного интереса, речи, воображения, памяти, восприятия, коммуникабельности, формирует нравственно-волевые качества, является одним из эффективных средств подготовки детей к школе.