Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 1149 "В низенькой светелке"

Опубликовано 06.04.2019

Совместная организованная интегрированная деятельность с детьми подготовительной общеразвивающей группы № 11 «Радуга» на тему:

 «В низенькой светелке»

СКАЧАТЬ (с фото)

 

 

                                                                 Подготовили и провели:

                  музыкальный руководитель:Антипова

                 Ольга Михайловна

                 воспитатель: Баженова Ирина Геннадиевна

 

 

 

                                 28.04.2018г.

Цель занятия: Расширить представление детей о быте и культуре русского народа через культуру речи, использование фольклорных песен, хороводов, знание народных музыкальных инструментов.

Задачи:

  1. Вызвать у детей интерес к истории культуры и быта русского народа.
  2. Расширять и уточнять знания детей о предметах быта русского народа, о русских народных инструментах.
  3. Обогащать словарь народными пословицами, поговорками, новыми словами (русичи, Русь, славяне, лучина, пряха, изба, горница, люлька, колыбель, рубаха, кокошник, сарафан и др.)
  4. Способствовать развитию творческих способностей детей, эмоциональной отзывчивости, самостоятельности.
  5. Воспитывать у детей интерес и уважение к традициям русского народа, чувство красоты, любознательность, повышать всестороннее развитие личности.

  Ход занятия.

Ведущая: Здравствуйте!

 Гости званные и желанные! Красивые и молодые!

Застенчивые и боевые! Гости пришли-всем нам радость принесли!

Ведущая: Садитесь рядком, поговорим ладком!

Но перед тем, как мы начнем свой пересказ, ответьте мне , пожалуйста, на вопрос:

-Что значит для вас слово «Родина»?

Дети:

Родина-дом, где мы живем;

Родина-русские леса, моря, реки;

Родина-наша страна, в которой мы родились и живем;

Родина-место, где живут наши родные и близкие люди: мама, папа, бабушка, дедушка;

Родина-место, где стоит наш детский сад.

Ведущая: Молодцы!

Родина-это наша страна- Россия, а в старину ее называли ласково Русь-матушка. На древнерусском языке «Родина»- это «семья».

-А как называли людей, которые жили в Древней Руси?

(русичи, русы, славяне)

-Правильно. А давайте мы прямо сейчас совершим необычное путешествие в прошлое и узнаем о жизни своих предков, а вы мне в этом поможете. Договорились? –Да.

Ведущая:

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказ свой поведу.

Чтобы дети знать могли

Жизнь людей родной земли!

 

Презентация «Древняя Русь».

1 слайд

Ведущая:

Посмотрите! Перед вами древний город, величественный и прекрасный! Но, уж, очень он отличается от нашего современного города. Правда? Да.

А чем? (В древнем городе все постройки деревянные; нет машин, автобусов; нет шоссейных дорог…)

Правильно! Молодцы!

2 слайд

Ведущая:

А теперь давайте перенесемся в просторную русскую избу. В старину люди тщательно выбирали место для постройки избы.

-Как вы думаете, где нужно было строить избу? (Избу нужно было строить около реки, около леса).

-А почему? Пословица «Возле леса (реки) жить- голодному не быть.»

- Как вы понимаете эту пословицу?

(Славяне в лесу собирали ягоды, грибы; охотились на зверей, ловили птиц; из древесины строили дома; собирали дикий мед…)

3 слайд

Ведущая:

А вот и горница!

Она небольшая, да красивая какая!

Теплый дух идет от печки,

А в углу сундук стоит,

Много он добра хранит!

-А что еще вы видите в избе?

( В крестьянской избе находятся деревянный стол, стулья, деревянная кровать, детская люлька…)

 

4 слайд

Ведущая:

Войдя в крестьянскую избу, сразу обратишь внимание на печь: она занимает почти пол избы. В старину говорили: «Печи нет, жизни нет»

- А почему так говорили?

(Печь избу обогревала, на ней готовили, пекли пироги, сушили валенки, одежду, на печи можно было спать).

Ведущая:

С печью связана вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделил печь волшебными свойствами, а образ печи мы можем найти и в сказках и в былинах. Давайте вспомним, в каких?

(«Колобок»- испекли колобка; «По щучьему велению»- Емеля лежал на печи; «Царевна-лягушка»- каравай царевна-лягушка пекла; царевич сжег кожу лягушки; «Илья Муромец и Соловей-разбойник»- Илья Муромец лежал на печи 33 года;  П.П.Ершов «Конек-горбунок»- Иванушка, младший сын, лежал на печи .)

Правильно. Молодцы!

5 слайд

Ведущая:

Раньше в избе все делалось своими руками. Долгими зимними вечерами вырезали ложки, миски из дерева. Украшали. Смотрите, какие красивые! Любо, дорого кушать из них!

И одевались люди по-особому.

-Кто расскажет, какую одежду носили на Руси?

(Мужчины носили длинные рубахи и широкие порты, а женщины-короткие рубахи, сарафаны или юбки, на голову одевали кокошники; на ноги одевали лапти, зимой-валенки.)

 

 

 

6 слайд

Ведущая:

Правильно. Посмотрите, какая красивая одежда была у наших предков. В Рязани традиционно украшали сарафаны красной и черной вышивкой. На груди- узоры. Считалось, что они защищали сердце от злых сил.

- Ребята, а вы знаете, из чего в старину шили одежду?

Да, знаем. Одежду шили из льняного и шерстяного полотна.

- Расскажите, как получали такие полотна?

Шерсть животных пряли на прялке- получали нити. Затем нити ткали на ткацком станке. Полотно было жесткое и грубое.

 

7 слайд

Ведущая:

Вечерком, после трудового дня, под светом лучины, пряли девушки пряжу. Давайте представим, как это было.

Инсценировка «Пряха».

 

 

8 слайд

Ведущая:

Славились наши предки и своим трудолюбием. Посмотрите, трудятся все от мала до велика. Поэтому много пословиц и поговорок сложено о труде. А вы знаете пословицы о труде?

Без труда жить-только небо коптить.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Труд кормит, а лень портит.

Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

Глаза боятся, а руки делают.

Сделал дело-гуляй смело.

Правильно. Молодцы!

Игра «У дедушки Трифона».

 

 

9 слайд

Ведущая:

Люди в старину не только работали,  в свободное время и повеселиться могли от души. Но какое веселье без музыки? Для сопровождения пляски использовались сковородки, ложки, тазы, ведра, кастрюли и даже пила.

 

Ведущая:

Конечно же, самыми первыми музыкальными инструментами стали простейшие ударные инструменты. Какие? ( Ложки, бубны, трещотки, бубенцы). Затем появились свистящие и духовые. Назовите их. (свистулька, рожок, свирель, жалейка). И наконец, появились струнные и язычковые. Назовите их. (Гусли, балалайка, гармошка).

Каждый инструмент имеет свое звучание. Мы сейчас будем слушать инструменты и отгадывать их. Если отгадаете, то на экране появится изображение этого инструмента. Итак, слушайте. Какой инструмент звучит? ( Звучит музыка, дети отвечают).

10 слайд

Свистулька.

Ведущая:

Какой инструмент звучит? ( Звучит музыка, дети отвечают).

11 слайд

Свирель.

12 слайд

Рожок.

13 слайд

Жалейка.

Ложки.

15 слайд

Бубны.

16 слайд

Трещотка.

17 слайд

Гусли.

18 слайд

Балалайка.

Ведущая: Молодцы!

Вот и закончилось наше путешествие в прошлое. Мы, как будто, побывали в Древней Руси, узнали много интересного о жизни и традициях русского народа в древние времена и можем гордиться, что мы русские люди.

Я верю, что вы будете всегда любить русскую культуру, русскую музыку.

И на память о нашем занятии примите от нас небольшие сувениры Древней Руси.